Актуальность темы исследования. На современном этапе знания и интеллектуальный капитал компании становятся основой эффективного развития и одним факторов конкурентоспособности национальных экономик. Сегодня конкурентоспособной может быть только экономика, основанная на знаниях, главным принципом которой является распространение и использование знаний для обеспечения своего роста и развития. Инновации становятся основным источником экономического роста, растет значение человеческого капитала, происходит развитие и широкомасштабное использование информационно-коммуникативных технологий.
Изменения произошли и на уровне предприятия. Процессы усложнения систем управления организациями и производственными отношениями обуславливают необходимость анализа интеллектуального капитала компании и его компонентов. Стали очень актуальными вопросы оценки и совершенствования управления нематериальными активами, которые не учитываются в бухгалтерском балансе, но являются ключевыми факторами конкурентоспособности и дают значительный экономический эффект. При этом в разных компаниях соотношение между материальными и нематериальными активами является различным и определяет инновационные возможности внутрифирменного управления интеллектуальным капиталом как стратегическим ресурсом организации, что и предопределило выбор темы и логику исследования.
Современная стадия развития российских компаний связана с необходимостью формирования собственных неформальных систем управления организационным знанием. Это определяет новые требования к системам бизнес - образования, призванным не только обеспечивать эффективное непрерывное образование работников, но создавать и управлять организационным знанием компаний, и увеличивать тем самым, человеческий капитал и интеллектуальный капитал компании в целом.
Стратегии управления знаниями направлены на то, чтобы создать новую стоимость, реализованную в продуктах, людях и процессах с помощью рационального формирования и использования знаний в организациях.
В настоящее время существует практика оценки нематериальных активов и компонентов интеллектуального капитала, но далеко не все методы исследованы до конца и применимы к российской практике.
Управление знаниями - это непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний в компании. Критерием его эффективности является возможность сотрудника компании своевременно получить требуемое знание.
Для того чтобы постоянно сокращать дефицит знаний, организации должны решать такие важнейшие задачи, как:
· приобретение знаний - использование уже имеющихся в мире знаний и их приспособление для нужд организации (например, при помощи режима открытой торговли, привлечения иностранных инвестиций и заключения лицензионных соглашений), а также получение новых знаний путем ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
· усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего начального образования, создание возможностей для обучения на протяжении жизни и развитие системы высшего образования);
· передача знаний - использование новых информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующее нормативно-правовое регулирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам.
В условиях революционных изменений в производственных и информационных технологиях формируется новая функция управления, в задачу которой входит аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющейся информации и опыта, создание предпосылок для распространения и передачи знаний.
Цель работы состоит в раскрытии эффективных инструментов и разработке научно-практических рекомендаций по управлению знаниями. Для достижения поставленной цели выбраны следующие задачи:
. проанализировать теоретические подходы к управлению знаниями;
. определить цели, задачи и особенности управления знаниями в современной российской компании;
. оценить эффективность влияния формальных и неформальных инструментов управления знаниями капитал современной консалтинговой компании с учетом уровня деловой репутации при использовании системы поддержки клиентских отношений (CRM -система);
. разработать метод оценки системы управления знаниями в компании.
Объектом исследования является интеллектуальный капитал компании.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления и развития интеллектуального капитала и системы управления знаниями
Понятие и система управления знаниями