Использование системного подхода и инструментов экономического анализа позволяет выбрать методику оценки сравнительной эффективности управления интеллектуальным капиталом промышленного предприятия, включающей этапы:
· определение для исследуемого предприятия числового значения скорректированного коэффициента Дж. Тобина (без учета стоимости нематериальных активов, не являющиеся составляющими интеллектуального капитала), показывающего стоимость интеллектуального капитала в общей стоимости предприятия (qпр);
· определение аналогичного коэффициента для основного конкурента (определяется экспертным путем) (qконк);
· расчет коэффициента относительной эффективности управления интеллектуальным капиталом промышленного предприятия К= q пр/qконк;
· определение индекса относительной динамической эффективности управления интеллектуальным капиталом промышленного предприятия
Иодэ=К/К1,
где К - коэффициент относительной эффективности управления интеллектуальным капиталом в исследуемом периоде, а К1 - в базовом. Значение индекса больше единицы свидетельствует об эффективном управлении интеллектуальным капиталом, значение меньше единицы - о его неэффективном управлении.
Предложенный метод оценки эффективности управления интеллектуальным капиталом, основанный на стоимостном подходе с учетом деятельности конкурентов, является более точным и учитывает недостатки применяемых ранее методов. Система показателей оценки эффективности управления персонифицированным и клиентским составляющими интеллектуального капитала создает информационную основу для совершенствования организационно-экономического механизма управления интеллектуальным капиталом промышленного предприятия. В частности, чистый дисконтированный доход от использования торговой марки определяется как разница между суммой текущих результатов за расчетный период, приведенных к моменту покупки торговой марки и первоначальных капиталовложений в нее. Применение методики сравнения с показателями предприятий-лидеров для оценки эффективности управления марочным капиталом является инструментом, адекватным рыночным условиям. Методика предполагает выполнение следующих этапов:
· определение перечня торговых марок промышленного предприятия и торговых марок конкурентов; расчет добавленной стоимости, которая увеличивает цену товара промышленного предприятия и торговых марок конкурентов; определение дополнительного дохода и его удельного веса в стоимости единицы товара по каждой торговой марке предприятия и конкурентов;
· определение расчетного дополнительного дохода от использования торговой марки, который создавался бы при условии, что эффективность управления ею совпадает со средней;
· расчет коэффициента сравнительной эффективности управления марочным капиталом, как отношения дополнительного дохода, создаваемого всеми торговыми марками за отчетный период к расчетному дополнительному доходу. Если коэффициент больше единицы, то эффективность управления марочным капиталом выше средней эффективности предприятий-конкурентов; если меньше единицы, то управление марочным капиталом осуществляется на уровне ниже среднего;
· определение индекса сравнительной динамической эффективности управления марочным капиталом как отношения коэффициентов сравнительной эффективности за исследуемый и базисный периоды. Этот индекс позволяет оценить сравнительную эффективность управления марочным капиталом в динамике. Показателем эффективности управления марочным капиталом является его капиталоотдача, которую предложено рассчитывать как отношение суммарной рыночной стоимости торговых марок к добавленной стоимости, которая ими создается за определенный период.
.Система управления знаниями в ООО «Рога и Копыта»