Организационно-экономический механизм управления знаниями ООО «Рога и Копыта» представляет собой систему элементов управления (субъекты управления; цели, функции, структура и методы управления; мотивационный механизм интеллектуального труда, а также критерии и методы оценки эффективности управления им), оказывающих воздействие на составляющие интеллектуального капитала как объекта управления, что позволяет получать дополнительные конкурентные преимущества (рис. 1). Регулирование организационно-экономического механизма управления знаниями обеспечивается путем использования обратной связи в соответствии с результатами оценки эффективности управления знаниями и его составляющими.
Для управления знаниями ООО «Рога и Копыта» используется проблемно-целевой подход к формированию организационной структуры управления с учетом принципов функционального подхода, при использовании которого структурные подразделения формируются с учетом проблем управления отдельными составляющими интеллектуального капитала. Применение такого подхода позволяет осуществить согласование составляющих интеллектуального капитала, что обеспечивает положительный синергетический эффект.
Рис. 1. Организационно-экономический механизм управления знаниями предприятия
По функциональному содержанию можно выделить следующие составляющие интеллектуального капитала: персонифицированный, инфраструктурный, клиентский, марочный, технико-технологический. Установлено, что составляющие интеллектуального капитала находятся в тесной диалектической взаимосвязи. Ключевым является персонифицированный интеллектуальный капитал, эффективность использования которого определяет формирование и возможности использования других его элементов.
1. Работа со знаниями в компании включает все виды деятельности, в результате которых происходит движение, преобразование, создание знаний в компании. Вся работа со знаниями в компании может быть представлена в виде нескольких типовых процессов: создание, передача, сохранение, применение и удаление знаний. В свою очередь, перечисленные процессы реализуются с помощью нескольких типов средств: социальных, связанных с созданием возможностей для общения и совместной работы; технологических, связанных с созданием систем коммуникаций, обработки и хранения информации; рыночных, связанных с покупкой и продажей организационных знаний; организационных, связанных с изменением бизнес-процессов и структуры компании.
Процесс создания, как правило, сопровождается наибольшими рисками по сравнению с остальными процессами работы со знаниями. Для проектов, предполагающих создание новых знаний, календарное и ресурсное планирование крайне затруднено. Даже при получении готового знания извне потенциальные затраты на адаптацию и доработку могут быть непредсказуемыми. В связи с этим для повышения прогнозируемости и управляемости процесса создания знаний предложено применение практики внутреннего и внешнего дублирования. Данная практика предполагает параллельную работу над одной задачей нескольких отделов или сторонних компаний. Однако ведение одновременно нескольких проектов создания одного элемента знания может быть сопряжено с неоправданно высокими расходами для компании. Поэтому, целесообразно дублировать работу только в пределах неопределенности, сопровождающей создание нового знания в ходе реализуемого проекта. В ходе такого дублирования осуществляется разделение общей задачи, предполагающей создание знания, на ряд частных задач и сравнение результатов работы дублирующих групп или отделов по каждой выполненной частной задаче. Дублирование продолжается до момента, когда в результате сравнения происходит выбор и корректировка одного из решений, и дублирование последующих задач прекращается. В результате дублирования создается избыточное знание, что в условиях неопределенности является оправданным, когда стоимость возможной неэффективности решения больше, чем затраты на дублирование.