В теории управления знаниями разделяются понятия данных, информации и знания, что наиболее ясно представлено в ставших уже классическими моделях знания: SECI и DIKW.
Модель SECI (так же известная как модель Нонака-Такеучи) является моделью жизненного цикла знания, получившей свое название от четырех основных квадрантов - состояний знаний: социализации (S), экстериоризации (Е), комбинации (С) и интериоризации (I).
На первом этапе социализации знания остаются неявными и передаются между членами сообщества через процессы экспериментального наблюдения, имитации и практики.
На этапе экстериоризации знания превращаются из неявных в явные с помощью диалога или коллективной рефлексии, для чего применяются аналогии, метафоры и модели; накопленные знания отчуждаются путем перевода в документы и процедуры.
При комбинации знания остаются явными, но их полученные описания перестраиваются с помощью сортировки, добавления, комбинирования и категорирования процессов; знания распространяются внутри сообщества.
На последнем этапе интериоризации происходит обратный относительно социализации процесс - накопленные знания сообщества переводятся в неявное знание или, проще говоря, в личный опыт его членов.
Модель DIKW получила свое название как аббревиатура четырех основных составляющих: данные (D), информация (I), знания (К), мудрость (W). Составляющие слои выстроены по нарастанию сложности и по порядку происхождения: информация основывается на данных, знания - на информации, а мудрость - на знаниях. Сама модель ведет свои истоки от работ философа Мортимера Адлера, однако впервые в приложении к теории управления знаниями она была формализована Николя Анри. В качестве дополнения в 1989 г. Расселом Акоффом было предложено расширение этой модели слоем «understanding» (понимание): понимание требует анализа и предопределения, благодаря чему оно помещено между знанием и мудростью. Относительно временного распределения слоев он указывает на краткость жизненного цикла информации по сравнению с жизненным циклом знания; понимание считается непостоянным, а мудрость принимается за константу.
Среди подходов к концепциям можно выделить ориентированные в качестве основных параметров на технологическую платформу либо на сотрудников организации.
Концепция управления знаниями IBM Lotus идентифицирует четыре основные задачи бизнеса, решение которых ведет к улучшению деятельности организации через управление знаниями: инновация, восприимчивость (быстрота реагирования), производительность, компетенция. Инновации - поиск и развитие новых идей, объединение людей в виртуальных командах, создание форумов для «мозговых штурмов» и сотрудничества; это основное условие достижения превосходства над конкурентами. Восприимчивость (скорость реакции) - это обеспечение сотрудников необходимой информацией в нужный момент для максимальной эффективности и адаптации к изменениям. Производительность - эффективность повторного использования массивов знаний; именно поэтому большая часть усилий по управлению знаниями сосредоточена на документировании, каталогизации и распространении корпоративных информационных ресурсов. Компетенция - это развитие организационного знания.
Концепция, рассматривающая знание как интеллектуальный капитал организации, предполагает, что оно состоит из следующих активов: рыночные, человеческие, инфраструктурные и интеллектуальная собственность. Рыночными активами являются нематериальные активы, связанные с рыночными операциями. Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков. Инфраструктурные активы -это технологии, методы и процессы, которые в принципе делают возможной работу предприятия. Интемектуальная собственность включает патенты, авторские права, торговые марки товаров и услуг, ноу-хау, коммерческую тайну и др.
Постоянно растущая значимость интеллектуального капитала отражает все большую зависимость организации от нематериальных активов и соответственно актуальность данной концепции. Более того, возникают организации нового типа, располагающие только нематериальными активами и производящие исключительно нематериальные продукты. Это СМИ, консалтинговые и прочие организации, основным ресурсом которых являются знания.
В качестве основы для построения системы управления знаниями необходима инфраструктура трех типов: организационная; социальная; технологическая.
Организационная инфраструктура - это набор регламентов, реализующих формальную сторону обработки информации в организации. Например, нередко препятствием для внедрения системы управления знаниями является внутренняя конкуренция в организации: немногие привыкли делиться знаниями с коллегами, считая это невыгодным для себя. Если в организации есть база знаний, то каждый сотрудник всегда рискует, что его идея или ноу-хау будут похищены или присвоены, поэтому данные вопросы нуждаются в четкой регламентации.