Анализ фактических значений оценки формирует основу принятия управленческих решений, направленных на совершенствование управления интеллектуальным капиталом промышленного предприятия.
При оценке эффективности управления интеллектуальным капиталом промышленного предприятия наиболее приемлемым является использование стоимостного подхода, увязывающего стоимость интеллектуального капитала со стоимостью организации в целом. Подход к определению стоимости интеллектуального капитала предложенный экономистами Т. Стюартом и Дж. Тобином, определяет его стоимость как разность между акционерной (рыночной) стоимостью промышленного предприятия и балансовой стоимостью основных производственных фондов или стоимостью их замены. Однако, данный метод имеет ряд недостатков. В частности, в стоимость интеллектуального капитала, в соответствии с этим подходом, включена стоимость оборотных средств и нематериальных активов, которые не являются его составляющими, поэтому стоимостная оценка интеллектуального капитала при использовании данного метода является неточной.
Методический подход к оценке эффективности управления персонифицированными, клиентскими и марочными составляющими интеллектуального капитала недостаточно разработан в теории менеджмента. Персонифицированный капитал является ключевой составляющей интеллектуального капитала, наличие и эффективность использования которого определяет развитие других составляющих. Сущность персонифицированного капитала как функциональной составляющей интеллектуального капитала промышленного предприятия заключается в использовании в производственной деятельности знаний и умений, творческих способностей, образования, профессиональной квалификации, ценностных установок персонала, психометрических характеристик, интеллектуальной активности, выступающих как форма реализации интеллектуальных, этически- и культурно-ориентированных способностей человека к созданию нового знания, обеспечивающего интеллектуальную ренту и преимущества перед конкурентами.
Оценка эффективности управления персонифицированным интеллектуальным капиталом осуществляется на основе анализа показателей:
) характеризующих творческую активность персонала: уровень и коэффициент роста творческой активности; уровень номинальной и реальной результативности творческой активности и коэффициент ее прироста;
) характеризующих экономическую эффективность управления персонифицированным интеллектуальным капиталом: отдача от вложений в его развитие и коэффициент ее динамики, рентабельность персонифицированного капитала.
Практическое использование предложенной методики расчета позволяет осуществлять ориентацию промышленного предприятия на интенсивное развитие и достижение высокого уровня эффективности использования персонифицированного капитала, выявление резервов его совершенствования.
Выполненный анализ позволил установить, что содержание клиентского капитала определяет устойчивое позитивное отношение клиентов к организации и (или) ее продукции, которое является условием формирования дополнительного дохода и конкурентных преимуществ на рынке.
Оценку эффективности управления предлагается осуществлять на основе расчета и анализа следующих показателей:
) уровня предпочтения потребителей и степени их доверия к организации, удовлетворенности уровнем и качеством выполнения заказов, надежности клиентской базы (доля потребителей, повторно сделавших заказ, индекс доверия потребителей, доля постоянных потребителей в общем количестве потребителей, индекс надежности клиентской базы);
) прироста клиентской базы (индексы экстенсивного и интенсивного прироста, интегральный показатель прироста, средний темп роста и средний темп прироста);
) качества клиентского капитала (средний размер счета постоянного потребителя, индекс роста качества клиентского капитала);
) доходов промышленного предприятия от увеличения объема покупки постоянными потребителями и расходов на его увеличение (расходы на формирование и поддержание клиентского капитала, дополнительный доход, совокупный дополнительный доход и индекс прибыльности клиентского капитала);
5) обобщающих показателей эффективности управления клиентским капиталом (рентабельность, индекс роста рентабельности, интегральный показатель эффективности управления клиентским капиталом).