Структурные причины
- это причины, связанные с постепенным изменением структуры экономики.
Очевидно, что научно-технический прогресс ведет к тому, что постоянно возникают новые отрасли, а старые отрасли либо отмирают, либо приобретают совершенно новые черты. Эти же процессы затрагивают и регионы размещения тех или иных отраслей - возникают новые регионы, а старые постепенно увядают.
Пассивные стратегии в данном случае совершенно бесполезны. Спасти предприятие здесь может либо его полное перепрофилирование, либо перемещение в другой регион.
Локальные причины
- это причины, связанные с работой данного конкретного предприятия.
Их можно разделить на объективные, т.е. практически не зависящие от деятельности данного предприятия, и субъективные, т.е. вызванные неудачной работой менеджеров, моральным износом выпускаемой продукции и т.п.
В случае локального сокращения производства пассивная стратегия почти наверняка приведет к гибели. Активная же стратегия должна выбираться на основе анализа причин приведших к сокращению производства.
Среди внутренних факторов, влияющих на выбор стратегии фирмы необходимо отметить такой немаловажный аспект, как взаимосвязь размера компании и её стратегии.
Так, основная особенность развития малых фирм в рыночных условиях заключается в их гибкости, т.е. способности оперативно перестраивать свою производственную деятельность в зависимости от рыночной ситуации. Основные стратегии поведения малой фирмы представлены в матрице (таблица 1).
Таблица 1. Основные виды стратегии малой фирмы
Продукт малой фирмы | |||
Подобный продукт крупной фирмы |
Оригинальный | ||
Форма существующей фирмы |
Независимая от крупной фирмы (суверенитет) |
"Ложный гриб" (поле 1): Стратегия кооперации |
"Премудрый пескарь" (поле 2): Стратегия оптимального размера |
Связанная с крупной фирмой (симбиоз) |
"Хамелеон" (поле 4): Стратегия использования преимуществ крупных фирм |
"Жалящая пчела" (поле 3): Стратегия участия в продукте крупных фирм |
Поле 1.
Стратегия копирования ("Ложный гриб"). Сущность заключается в том, что малая фирма, используя результаты научно-исследовательских работ более крупных фирм по оригинальным продуктам, выпускает копии этих продуктов по ценам и качеству значительно уступающим, как правило, оригиналу.
Поле 2.
Стратегия оптимального размера ("Премудрый пескарь"). Малая фирма осуществляет свою деятельность под девизом: "не высовываться" за рамки своей рыночной ниши. Эта стратегия хотя и обеспечивает выживаемость малой фирмы, но служит препятствием расширению деятельности фирмы.