Поле 3.
Стратегия выхода за рамки ниши. При использовании этой стратегии у фирмы возникают проблемы, связанные как с ростом, так и с потребностью в ресурсах:
· фирма растет так же быстро, как и рыночная ниша;
· фирма должна иметь соответствующие ресурсы для поддержания своего ускоренного роста.
Поле 4.
Стратегия лидерства в нише. Эта стратегия успешна только тогда, когда рамки рыночной ниши слишком узки для средней фирмы. Фирма, по объему реализации дойдя до границ рыночной ниши, столкнется с конкуренцией более крупных фирм. Для этого "решающего боя" фирма должна накопить соответствующие ресурсы.
Крупные фирмы в отличие от малых имеют более широкие возможности для:
· организации массового стандартизированного производства;
· расширения сферы своей деятельности (диверсификация производства) по направлениям.
В этой связи стратегии роста крупных фирм строятся в зависимости от степени диверсификации и темпов роста (таблица 3).
Таблица 3. Матрица стратегий роста крупных фирм
Степень диверсификации | ||||
низкая |
средняя |
чрезмерная | ||
Темпы роста |
высокие |
Поле 1 | ||
средние |
Поле 2 | |||
низкие |
Поле 3 |
Поле 1. "
Гордые львы". Это стратегия фирм-лидеров в производстве продукции, рост объемов выпуска которой осуществляется высокими темпами, но небольшого ассортимента (например производство бытовой электроники).
Поле 2. "
Могучие слоны". Это стратегия фирм, которые занимают устойчивое положение на рынке и имеют средние темпы роста объемов выпускаемой продукции, но в отличие от вышеприведенных фирм степень диверсификации их производства шире, например, они могут охватывать производство всей электротехники.
Поле 3. "
Неповоротливые бегемоты". Эта стратегия характерна для фирм с высокой степенью диверсификации и невысокими темпами роста выпускаемой продукции, т.е. для фирм, производящих все, вплоть до "гвоздя", собственными силами. Ассортимент выпускаемой продукции таких фирм чрезвычайно широкий от достаточно простых (например бритвы) до уникальных по своей сложности приборов (например прибор для лечения нервов).
Методологические основы анализа конкурентного потенциала компании