Компания также может сосредоточиться на достижении одного основного конкурентного преимущества, которое позволит при достаточной операционной эффективности добиться успехов на рынке. Можно выделить пять основных концепций, формирующих соответствующую конкурентную стратегию:
Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, а следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Концепция интенсификации коммерческих усилий утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования.
Концепция маркетинга утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Концепция социально-этичного маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом.
Рынок, находящийся в состоянии кризиса, представляет собой особую конкурентную среду и диктует предприятиям весьма жесткие условия. Существует несколько причин, по которым предприятие или организация оказывается в состоянии кризисного развития
с присущим ему спадом производства, падением продаж и снижением выручки. Среди них стоит отметить следующие:
. общеконъюнктурные;
2. отраслевые;
. структурные:
a. отраслевые;
b. региональные;
4. локальные:. объективные;
b. субъективные.
Остановимся подробнее на каждом типе причин.
Общеконъюнктурные причины
- это общее ухудшение экономической конъюнктуры в стране в связи с очередным циклическим кризисом или другими причинами. Общее ухудшение конъюнктуры означает, что в тяжелом положении со сбытом своей продукции оказалось большинство предприятий большинства отраслей. В этих условиях снижается спрос как на средства производства, так и на потребительские товары, поэтому сокращение объема продаж и прибыли предприятия является следствием воздействия внешних по отношению к предприятию, можно сказать, объективных (в смысле непреодолимости) причин.
Говоря о стратегиях преодоления, следует различать активные и пассивные. Пассивные стратегии - это приспособительные стратегии. Их цель - приспособиться к ухудшившимся условиям без активного воздействия на сами эти условия. Активные стратегии - это преобразовательные стратегии. Их цель - не допустить возникновения неблагоприятной ситуации, а если она возникла, то, воздействуя на причины ее возникновения, вывести предприятие из создавшегося положения.