По мнению М. Портера, в борьбе за долю рынка в конкуренции участвуют не только непосредственные претенденты, но потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители (иными словами, все заинтересованные лица). Все они в той или иной степени оказывают влияние на отрасль. Таким образом, состояние конкуренции в отрасли определяется пятью основными силами (рис.3):
- появление новых конкурентов;
- угроза замены данного продукта новыми продуктами;
- сила позиции поставщиков;
- сила позиции покупателей;
- конкуренция среди производителей в самой отрасли.
Рис.3 Пять основных сил конкуренции.
Самыми мощными из пяти конкурентных сил обычно бывают борьба за рыночную позицию
и приверженность покупателей одной из соперничающих между собой компании. Конкуренция возникает в результате того, что один или несколько конкурентов ищут возможности более полного удовлетворения запросов потребителей или находятся под давлением необходимости улучшения показателей своей деятельности. Интенсивность соперничества между конкурирующими продавцами отражается в том, насколько энергично они используют такие конкурентные тактические приемы, как понижение цен, повышение привлекательности своей продукции, увеличение объема обслуживания потребителей, удлинение сроков гарантийных обязательств, принятие специальных мер по стимулированию сбыта и выпуска новой продукции. "Характер такого соперничества может изменяться от дружественного до ожесточенного в зависимости от того, насколько часто и агрессивно компании совершают действия, ставящие под угрозу прибыль конкурентов. Это достигается путем добавления новых свойств своей продукции, таким образом увеличивая ее привлекательность для потребителя, и стремлением использовать слабости противника в различных рыночных аспектах. "
Каким образом организация собирается конкурировать на рынке, который она выбрала для обслуживания, определяется конкурентной стратегией. Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющих приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения.
Стратегическое управление - это управление развитием организации в постоянно изменяющейся рыночной среде.
Эффективные стратегии должны быть хорошо выражены и по общему направлению развития организации, и по направлениям возможных действий. Направление стратегии задается четырьмя выборами:
) сферой деятельности - рынками, которые предполагается обслуживать, и потребительским сегментами, которые необходимо захватить;
) конкурентным преимуществом - позицией, которая отличает данный бизнес от бизнеса конкурентов;
) доступностью рынка - наличием коммуникаций и каналов дистрибуции, применяемых для выхода на заданный рынок;
) видами деятельности - определением соответствующего масштаба и размаха видов деятельности, которые необходимо осуществить.
Указанные выборы в значительной степени взаимообусловлены, и изменение одного из них повлечет изменение остальных элементов стратегии. Таким образом, результат выборов становится интегрированным и в совокупности задает стратегию.