Например, если прежде высокоприбыльное предприятие в силу каких-то причин начало работать без прибыли, то пассивная стратегия будет состоять в выработке способов существования без прибыли, а активная - в том, как восстановить прибыльность.
Безусловно, активные стратегии выглядят значительно более привлекательно, но это вовсе не означает, что они всегда эффективнее.
При общеконъюнктурном сокращении производства возможны следующие активные стратегии:
. Выход на новые рынки.
В данном случае речь может идти только о внешних рынках, т.к., по определению, кризисом охвачена вся экономика страны. Понятно, что выход на новые рынки - весьма сложное мероприятие, связанное с большими затратами (реклама, мероприятия по продвижению продукции, создание сети пунктов по обслуживанию и т.п.), которые предприятие, попавшее в тяжелые условия, как правило, себе позволить не может;
. освоение производства новых для данного предприятия продуктов и услуг, т.е. диверсификация своей деятельности. Эта стратегия в условиях общеконъюнктурного спада также чаще всего оказывается неэффективной, так как при сокращении своей деятельности большинством предприятий большинства отраслей шансы у компании, пытающейся выйти на новый рынок, с аналогичной, но более дорогой продукцией практически равны нулю.
Безусловно, и при общеконъюнктурном спаде могут существовать отрасли и сферы, им не затронутые. Например, в России при всеобщем сокращении производства в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте в течение 1991-1994 годов бурно развивались такие финансовые институты как банки, биржи, страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды. Активно расширялась торговля импортными товарами. Именно в этих сферах деятельности и искали спасение многие промышленные и строительные предприятия, НИИ и т.д.
Однако путь этот, конечно же, тоже ограничен как наличием и емкостью этих сфер, так и сложностью вхождения в них новичка;
. освоение производства принципиально новых, т.е. ранее никем не производившихся товаров и услуг, обеспеченных необходимым платежеспособным спросом.
Понятно, что это - наиболее выигрышная стратегия, обеспечивающая успех предприятию, ее реализовавшему. Однако, во-первых, революционные идеи появляются крайне редко, во-вторых, их реализация требует больших затрат времени и средств. Поэтому едва ли эта стратегия может рассматриваться в качестве стратегии спасения.
Таким образом, оказывается, что в условиях общеконъюнктурного спада очень часто наиболее эффективной (и наиболее распространенной) оказывается пассивная стратегия выживания: сокращение производства, минимизация затрат, частичная распродажа активов предприятия, упрощение продукции с целью сделать ее более дешевой и т.п.
Отраслевые причины
- это причины, повлекшие временное сокращение производства в отдельной отрасли или группе взаимосвязанных отраслей (возможно в рамках какого-то региона).
Особенностью этой группы причин является то, что они, с одной стороны, носят более или менее очерченный временный характер, с другой - если и не прогнозируются заранее, то, по крайней мере, ожидаются.
Здесь также возможны и активные и пассивные стратегии преодоления, причем стратегия приспособления играет здесь еще большую роль, чем в предыдущем случае. Это связано, во-первых, с тем, что отраслевые спады могут повторяться достаточно часто, во-вторых, они носят достаточно очерченный по времени характер (т.е. более-менее понятно, сколько еще времени продлится этот спад), наконец, к ним можно готовиться, создавая в благоприятные годы на предприятии необходимые запасы и резервы для выживания во время спада.