Сложность разработки успешной стратегии заключается в том, что, с одной стороны, стратегия не меняется периодически, а с другой стороны, это совсем не означает, что обоснованная стратегия должна быть статичной и не предусматривать различных инноваций. Успешная адаптация стратегии требует ясного понимания дальнейшего направления развития, которое позволит организации в наилучшей степени воспользоваться благоприятной ситуацией на рынке и с максимальной эффективностью применить имеющиеся конкурентные преимущества.
Стратегия компании может опираться один из типов рыночного поведения:
. креативный тип поведения;
2. приспособленческое конкурентное поведение;
. обеспечивающее конкурентное поведение.
При креативном типе поведения деятельность предприятий - конкурентов направлена на создание каких-либо новых составляющих рыночных отношений, которые обеспечивали бы превосходство над соперниками: новая продукция, технология, совершенствование организации производства и управления, новые методы сбыта продукции, новшества в рекламе. Целью этого типа поведения является стремление к изменению существующей структуры спроса и предложения.
Приспособленческое конкурентное поведение заключается в учете инновационных изменений в производстве и попытке копировать как можно быстрее действия конкурентов. Используется данный тип поведения в том случае, когда предприниматель не достаточно уверен в своих инновационных возможностях.
Обеспечивающее конкурентное поведение состоит в стремлении предпринимателей к сохранению и стабилизации на длительную перспективу достигнутых позиций на рынке за счет повышения качества продукции; оказания дополнительных услуг, совершенствования ассортимента продукции. Обеспечивающее конкурентное поведение применяется, если руководство предприятия не может существенно изменить производственную и коммерческую программы или обладает слабыми
Для производственного предприятия имеются в основном три стратегии, которые приводят к получению прибыли.
1. Предприятие (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам.
. Изделие и предприятие отличаются от других конкурентов особыми свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т.д. Такие особенности называют USP (Unique Sales Proposition) и обещают изделию хорошие перспективы продаж. Такого рода USP могли бы, например, возникнуть, если бы предприятие, в отличие от своих конкурентов, дало на продукцию пятилетнюю гарантию. В этом случае предприятие обеспечивает решение проблемы в большом сегменте рынка.
. Для малых и средних предприятий в качестве альтернативной стратегии рекомендуется селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных рыночных нишах (малых сегментах рынка) или предложением средств решения проблем в таких нишах. Это означает, что предприятие использует свою способность предлагать решения проблем, возникающих у специфических групп потребителей. В то же время следует понимать, что при малом объеме продаж и, следовательно, при высоких ценах попытки конкуренции с поставщиками массовых товаров бесперспективны.