- слабая объективность оценки труда персонала;
- слабость организации отдыха работников;
- нестабильность в сфере трудовых отношений (рост текучести кадров).
Сделан вывод, что для решения указанных проблем необходим системный комплексный подход, который способен привести систему мотивации труда работников в качественно новое состояние, учитывая неблагоприятные факторы внешней среды. Поэтому актуальность совершенствования системы мотивации труда персонала в ООО «Авантаж» определяется также его значимостью в решении задач, напрямую связанных с осуществлением основной деятельности компании, укрепления трудовой и технологической дисциплины.
3) В качестве направлений по совершенствованию системы мотивации труда персонала в ООО «Авантаж» предложено внедрить модель формирования новой кадровой стратегии, включающую:
- стратегический анализ, включающий интересы персонала и руководства ООО «Авантаж»;
- разработку стратегического плана развития кадровых ресурсов ООО «Авантаж»;
- разработку мотивационного механизма в ООО «Авантаж»;
- разработку оперативных и долгосрочных программ мотивации труда персонала в ООО «Авантаж».
В качестве оперативных мероприятий разработана внутрифирменная программа «Совершенствование системы мотивации труда работников в ООО «Авантаж» в 2012 году». Приведен перечень основных мероприятий по совершенствованию мотивации труда работников с указанием исполнителя данных мероприятий и затратами на их осуществление. Выполненные расчеты экономической эффективности предлагаемых мероприятий, свидетельствуют о постепенном повышении результатов деятельности компании по итогам проектных мероприятий, и следовательно разработанная Программа по совершенствованию системы мотивации труда персонала может быть использована в практике управления персоналом ООО «Авантаж».
Приложение 1
Характеристика теорий трудовой мотивации
Название теории, авторы |
Основная концепция |
1. Классическая теория научного менеджмента (Фредерик Тейлор, Фрэнк Гилбрет, Гарри Грантт и др.) |
Сотрудники компании в значительной степени заинтересованы в труде, если их материальное вознаграждение тесно связано с результатами их труда. Финансовое стимулирование - единственная основа высоких производственных показателей |
2. Теория X и Y. (Дуглас МакГрегор) |
Некоторые сотрудники не любят работать "от рождения" и поэтому они могут хорошо работать только под постоянным наблюдением, только под принуждением (теория X). Другие - сами мотивируют для себя потребность трудиться и находят внутреннее удовлетворение в труде, правда, если для этого созданы необходимые условия (теория Y) |
3. Теория Z (Уильям Оучи) |
Забота о каждом сотруднике организации, о качестве трудовой жизни, привлечение сотрудников к групповому принятию решений - вот предпосылки раскрытия их потенциала |
4. Теория человеческих отношений (Ф.Дж. Ретлисбергер, Элтон Мэйо, Ренсис Лайкерт) |
Ключевым фактором мотивации является руководитель. Именно руководитель должен дать почувствовать сотруднику, что он является членом коллектива и занимает в нем важное место. При этом исповедуется демократический стиль руководства |
5. Теория иерархии потребностей (Абрахам Х. Маслоу) |
В иерархии потребностей выделяются пять уровней: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности (как физической, так и экономической); 3) потребность в любви, принадлежности (социальные потребности); 4) потребность в уважении, признании; 5) потребность в самовыражении. Если удовлетворены потребности низших уровней, то для мотивации сотрудника к труду надо активизировать следующий более высокий уровень потребностей |
6. Фактор "2" (Фредерик Герцберг) |
В двухфакторной модели трудовой мотивации выделяются две большие категории: гигиенические факторы и мотиваторы. Гигиенические факторы, факторы поддержки (политика компании и управление, условия труда, зарплата, межличностные отношения с руководителем, степень непосредственного контроля за работой) носят превентивный характер и могут вызывать у сотрудника чувство неудовлетворенности, но они не являются мотивирующими факторами. К последним (мотиваторам) относятся потребности более высокого порядка, такие как производственные достижения, общественное признание, работа сама по себе, ответственность и возможность карьерного роста. Задача менеджмента - устранение раздражителей (удовлетворение базовых потребностей) и использование мотиваторов (удовлетворение высших потребностей) |
7. Теория заученных потребностей (Дэвид МакКлелланд |
Выделяются три доминирующие потребности: 1) причастности (аффиляция), 2) власти и 3) успеха. Путем установления порядка вознаграждения (признание, продвижение по служебной лестнице, достижение определенного общественного положения и т.п.) и усиления ожидания, что вознаграждение будет результатом лучшего поведения или работы, можно усилить мотивацию более производительной и качественной работы |
8. Теория ERG (Клейтон Альдерфер) |
Выделяются три группы потребностей: 1) потребности существования (выживание, физическое благополучие, оплата труда) - Existence Needs; 2) потребности в связях (межличностные связи, установление контактов, уважение, оценка личности) - Relatedness Needs; 3) потребности в росте (внутреннее стремление к развитию творческого потенциала, к самореализации) - Growth Needs. ERG-теория отвергает жесткую иерархию |
9. Теория установки целей (Эдвин А. Локе) |
Сознательные потребности сотрудника определяют его действия. Цель будет воздействовать на прилагаемые усилия и влиять на выбор поведения |
10. Теория изменения поведения, теория подкрепления (Беррес Фредерик Скиннер) |
Поведение может быть управляемо, уточнено и изменено благодаря определенным изменениям в системе поощрений и наказаний |
11. Теория предпочтений, ожиданий VIE (Виктор Врум) |
Мотивация поведения сотрудника определяется тремя факторами: 1) силой уверенности в том, что конкретные действия приведут к конкретному результату; 2) силой уверенности в том, что конкретный результат приведет к конкретному вознаграждению; 3) привлекательностью или приемлемостью вознаграждения. Сила мотивации есть функция от суммы валентностей результатов (включая инструментальность), умноженных на ожидание, причем валентность (V - Valence) - это устойчивость предпочтений сотрудника относительно конкретного результата (V = +1, 0, -1); инструментальность или значимость (I - Instrumentality) - это эталон субъективной оценки сотрудника, а именно: ведет ли исходное действие или нет к достижению поставленной цели (-1 < I < +1); ожидание (Е - Expectancy) - это вероятность достижения определенного результата (0 < E <1) |
12. Теория справедливости, равенства или беспристрастности (Дж. Стейси Адамс) |
Основным источником трудовой мотивации является беспристрастность или справедливость, которую сотрудник ожидает встретить в трудовом коллективе. Если отношение отдачи - "выхода", которую получает сотрудник (вознаграждения), к его вкладу - "входу" в выполнение работы оказывается не равным, с его точки зрения, аналогичным соотношениям у других сотрудников, то это есть признак несправедливости и, соответственно, предпосылка возникновения психологического напряжения. В соответствии с этой теорией адекватность вознаграждения оценивается по соотношению "входа" и "выхода" |
13. Комплексная процессуальная теория мотивации (Лайман Портер, Эдвард Лоулер) |
Теория включает в себя элементы теории ожиданий и теории справедливости. Базируется на пяти переменных величинах: 1) затраченные усилия; 2) восприятие, ожидание; 3) полученные результаты; 4) вознаграждение; 5) степень удовлетворения. Основной вывод: результативный труд ведет к удовлетворению |
14. Теория "математического" ожидания (Джон Аткинсон, Н. Физер) |
Мотивация сотрудника к реализации определенной задачи есть функция, составляющими которой являются сила мотива производительного труда, субъективная вероятность (ожидание) успеха и привлекательность задачи (валентность) |
15. Теория атрибуции (Фриц Хайдер) |
Внутренние силы (т.е. личные качества, такие как способности, усилия, утомляемость) и внешние силы (свойства окружающей среды), дополняя друг друга, определяют поведение сотрудника. Теория атрибуции - это теория о том, как люди объясняют поведение других: приписывают ли они причину действий внутренним диспозициям человека (чертам характера, мотивам и установкам) или внешним ситуациям |
16. Теория контроля |
Теория связана с ощущениями сотрудника, а именно: насколько он контролирует свою производственную деятельность. Считается, что осознанный контроль влияет на удовлетворенность трудом и прогулы |
17. Теория представительства |
Ключевым моментом теории является то, что интересы владельцев компании и ее сотрудников могут различаться, причем это расхождение можно уменьшить посредством установления соответствующих вознаграждений |
18. Теория Джона П. Кэмпбелла, Марвина Д. Даннетта, Эдварда Е. Лоулера и Карла Е. Уэйка-младшего |
Мотивирующее воздействие на людей оказывает определение того, насколько настоятельны их потребности и ожидания, насколько их действия побуждают их к достижению поставленной цели и каких результатов достигли другие люди при подобных обстоятельствах |
19. Теория Герберта Кауфмана |
Организационная и профессиональная специализация могут развивать в сотрудниках желание и возможность соответствовать целям компании |
20. Теория Роберта Престаса |
Предложена тройная классификация моделей организационного приспособления: "продвигающиеся вверх" - те, кто понимает и принимает все ценности организации; "индифферентные" - те, кто отвергает такие ценности и находит личное удовлетворение вне работы; и "амбивалентные" - те, кто хочет пользоваться благами жизни организации, но не отвечает ее требованиям |
21. Теория В. Зигерта и Л. Ланга |
Критерий оптимальности мотивации и поощрений - в обеспечении взаимной удовлетворенности организации (руководства) и индивидуума. При этом акцентируется внимание на эмоциональной стороне производственных проблем |
22. Теория Арнольда |
Результативность мотивации определяется направлением и качеством усилий, а не суммированием их. Продуктивность мотивации усиливается энергией целенаправленности поведения, продвижением личности к эффективным для организации поступкам |
23. Концепция редизайна труда (Хакман и Грег Олдхэм) |
Мотивированность работой следует измерять посредством следующих пяти характеристик: 1) разнообразие работы; 2) законченность работы; 3) значимость работы; 4) автономность в работе и 5) обратная связь (возможность оценки результатов собственных усилий) |
24. Теория Т. Стюарта |
Новейшая тенденция в мотивации сотрудников заключается в разработке комплексных мотивационных программ. При этом сотрудники компании получают в свои руки четыре символа освобождения: информацию, знания, власть и вознаграждение |