Среднеквадратическое отклонение по проекту 1 составляет 150, а по проекту 2 - 221, что подтверждает предыдущий вывод о более высоком уровне финансового риска по второму проекту.
Таким образом, важно не только идентифицировать финансовые риски, оценить возможный уровень потерь в случае их реализации, но и уметь полностью их предотвратить или частично компенсировать негативные финансовые последствия.
Качественная оценку рисков была проведем экспертным методом. Для этого были сведены в таблицу все риски предприятия, таблица помещена на карточки, и роздана сотрудникам организации для заполнения. В опросе в качестве экспертов принимали участие 10 человек. Список экспертов представлен в табл.2.16.
Таблица 2.16
Эксперты, принимавшие участие в опросе
№ п/п |
ФИО |
Должность |
1 |
Бабанов И.А. |
Генеральный директор |
2 |
Широков А.Е. |
Начальник производства |
3 |
Иванов А.Н. |
Начальник службы качества |
4 |
Демин И.Н. |
Начальник отдела автоматизации |
5 |
Кучеров Ю.М. |
Начальник отдела маркетинга |
6 |
Федулов А.А. |
Маркетолог |
7 |
Карасева О.М. |
Начальник службы логистики |
8 |
Ионов А.С. |
Главный технолог |
9 |
Лукина Е.Н. |
Технолог |
10 |
Медведева В.А. |
Технолог |
Каждому эксперту предлагалось поставить две оценки - первую, характеризующую вероятность возникновения нежелательного события (от 1 - незначительная, до 5 - исключительно высокая), и вторую, характеризующую тяжесть последствий для организации (от 1 - минимальная, до 5 - катастрофическая). Результаты опроса приведены в табл.2.17.
Таблица 2.17
Балльная оценка вероятности и значимости рисков
Вид риска |
Оценки экспертов |
Средняя оценка |
Рейтинг | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |||
Снижение темпов производства и реализации |
3 4 |
2 3 |
1 4 |
3 3 |
1 3 |
2 4 |
2 4 |
1 3 |
2 4 |
1 4 |
1,8 3,6 |
6,48 |
Вмешательство государства |
1 3 |
1 3 |
2 2 |
2 3 |
1 4 |
1 3 |
1 3 |
1 3 |
1 3 |
2 2 |
1,3 3,0 |
3,9 |
Сбои в системе электронного документооборота |
1 2 |
2 3 |
1 1 |
1 2 |
1 1 |
1 2 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
4 3 |
1,5 1,8 |
2,7 |
Неточности планирования |
2 4 |
3 1 |
2 1 |
4 2 |
1 2 |
2 1 |
3 2 |
3 1 |
2 2 |
3 2 |
2,5 1,8 |
4,5 |
Нарушение технологии производства |
3 2 |
4 1 |
4 3 |
3 1 |
4 1 |
3 1 |
4 1 |
4 1 |
5 2 |
4 2 |
3,8 1,5 |
5,7 |
Нарушение персоналом правил внутреннего трудового распорядка, мелкие хищения |
1 3 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
3 1 |
4 3 |
2 1 |
1 1 |
2 1 |
2 2 |
1,8 1,5 |
2,7 |
Срыв поставок |
2 4 |
1 4 |
3 5 |
1 5 |
2 5 |
3 5 |
1 5 |
1 4 |
3 5 |
2 5 |
1,9 4,7 |
8,93 |
Чрезвычайная ситуация, для которой отсутствует алгоритм действий |
1 3 |
1 1 |
2 1 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 1 |
2 2 |
1,4 1,4 |
1,96 |
Резкое падение отпускных цен на продукцию |
2 5 |
2 4 |
2 4 |
2 5 |
2 4 |
2 4 |
2 4 |
2 4 |
2 4 |
2 4 |
2 4,2 |
8,4 |
Резкое повышение закупочных цен на |
3 3 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 3 |
2 2 |
3 3 |
2 3 |
2 2 |
2 3 |
2,2 2,5 |
5,5 |
Падение депозитных процентных ставок |
5 3 |
4 1 |
3 1 |
5 1 |
4 1 |
5 1 |
4 1 |
5 1 |
5 1 |
5 3 |
4,5 1,4 |
6,3 |
Колебания обменного курса доллара |
4 3 |
3 3 |
3 2 |
4 3 |
4 2 |
3 2 |
4 3 |
3 2 |
4 3 |
4 4 |
3,6 2,7 |
9,72 |