Выводы по SWOT-анализу конкурентов:
. Выбранные кондитерские предприятия оснащены современным оборудованием, которое позволяет производить большие объемы конкурентоспособной, качественной продукции. Широко используется производство из натуральных ингредиентов;
2. Все лидеры рынка, характеризуются наличием большого ассортимента, что затрудняет проведение целенаправленных марочных маркетинговых компаний;
. Среди рассмотренных пяти крупнейших кондитерских компаний все имеют выход на международный рынок, однако экспорт очень скуден и, как правило, ограничивается странами СНГ, хотя продукция российских кондитеров конкурентоспособна.
. Для всех предприятий характерны одинаковые угрозы: - это зависимость от поставок сырья какао-бобов, постоянный рост цен на сахар.
Для сравнения конкурентов была также проведена их средневзвешенная оценка следующим образом.
1. Определялась цель проведения оценки - провести сравнительную оценку конкурентоспособности компании и ее конкурентов.
2. Определялся метод проведения сравнения - средневзвешенная оценка.
. Определялся способ проведения средневзвешенной оценки - экспертная оценка.
. Были сформулированы требования к экспертам, принимающим участие в оценке - опыт работы на рынке кондитерских изделий не менее 3 лет; должность, связанная с продажами или исследованием рынка; высшее образование; знание особенностей рынка кондитерских изделий; знание основных игроков рынка и их особенностей.
5. Были отобраны эксперты на основе правила («7±2» - оптимальное количество экспертов) - 3 категорийных менеджера ведущих розничных сетей; 3 бренд-менеджера фирм-производителей; 2 независимых эксперта (компания «Гортис» и компания «Агентство социальных исследований»).
. При проведении оценки, экспертам была поставлена на первом этапе задача путем группового обсуждения выработать набор критериев, наиболее важных для успеха предприятия, работающего на рынке (количество критериев было ограничено шестью). В итоге были выбраны следующие критерии: квалификация персонала; качество обслуживания; сроки выполнения заказа; уровень цен; уровень рекламной активности; объемы продаж (доля рынка); качество продукции и выполнения работ.
7. Далее каждому фактору экспертами был присвоен вес, исходя из его значимости для успеха на рынке, при этом сумма весов всех конкурентных преимуществ должна была равняться 1,0. Вес критерия отражает его важность на рынке пластиковых окон, иными словами, чем выше присвоенный вес, тем важнее и значимее критерий (таблица 18). Вес определялся следующим образом: на первом этапе эксперты давали свои индивидуальные оценки, которые затем суммировались и получалась среднеарифметическая оценка по каждому критерию. Далее проводилось суммирование среднеарифметических весов с целью проверки (сумма должна быть равна 1,0) - в случае отклонений проводилась корректировка весов путем группового обсуждения.
Таблица 18. Ключевые факторы успеха (КФУ)
№ п/п |
Наименование КФУ |
Вес КФУ |
1 |
Уровень цен |
0,25 |
2 |
Широта ассортимента |
0,3 |
3 |
Уровень рекламной активности |
0,1 |
4 |
Широта покрытия рынка |
0,12 |
5 |
Узнаваемость |
0,15 |
6 |
Инновации |
0,08 |
ВСЕГО |
1,0 |