Q - вес, присвоенный КФУ; Q*P - взвешенная оценка
9. Рассчитывались средневзвешенные оценки для каждого конкурента (таблица 19). Из таблицы видно, что самую высокую взвешенную оценку имеет компания «Красный Октябрь» (она равна 8,5). Суммарная взвешенная оценка «России» составила 8,3. Однако, несмотря на высокую оценку, «Красный Октябрь» имеет, как показал SWOT-анализ, довольно много слабых сторон, которые могут орудием конкурентов в борьбе против него. Проведем конкурентный анализ с помощью построения конкурентной карты рынка (таблица 20).
Таблица 20. Построение конкурентной карты рынка
Фирмы |
I |
II |
III |
IV | |
Лидеры рынка |
Фирмы с сильной конк. позицией |
Фирмы со слабой конк. позицией |
Аутсайдеры рынка | ||
I |
С быстро улучшающейся конк. позицией |
А. Коркунов Рошен |
СладКо |
"Верность качеству" |
«Аннушка» |
II |
С улучшающейся конкурентной позицией |
«Красный Октябрь», Бабаевский |
Победа |
Астория |
"Волшебница" |
III |
С ухудшающейся конкурентной позицией |
Nestle (Россия) |
Чупа Чупс Рус |
"Богатырь" |
ООО "Бамби" |
IV |
С быстро ухудшающейся конк. позицией |
ЗАО "Азарт" |
"Галан" |
Проанализировав данные таблицы можно сделать следующие выводы: среди лидеров рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией следует отметить «Коркунова» и «Рошен». «Красный Октябрь» и «Бабаевский» несколько улучшил свои позиции на рынке. А традиционные лидер - «Россия» несколько сдает свои позиции. Сдал свои позиции ЗАО «Азарт», некогда находившийся в числе лидеров, участники рынка связывают это со сменой владельцев и внутренними проблемами общества. Сильной конкурентной позицией обладают «СладКо» и «Победа».
Фирм с малоизвестными торговыми марками, являющимися аутсайдерами на рынке шоколада множество, вот некоторые из них: "Верность качеству", ООО "Бамби", "Галан" и пр.
Таким образом, проведенный анализ рынка позволяет сделать следующие выводы:
1. Кондитерский рынок имеет ряд своих особенностей. Специфика в том, что помимо влияния на развитие отрасли общеэкономических факторов (тарифы на перевозки, электроэнергию, изменения в налоговой системе), этот рынок, в отличие от других, находится в зависимости от дополнительных факторов. К ним относятся мировые цены на такую продукцию, как какао-бобы, сахар, орехи и прочие ингредиенты, не производимые в России, внешнеэкономической политики самого государства (таможенные тарифы, квоты, льготы).
2. Компании с меньшей долей иностранного капитала или его отсутствием оказываются на рынке менее конкурентоспособными. Во-первых, сложившаяся у отечественных производителей система реализации не отвечает текущей рыночной ситуации. Российские потребители обычно покупают шоколадные батончики и плитки в ларьках, палатках и маленьких магазинчиках, так как шоколадная плитка относится к товарам импульсной покупки и развитие собственной розничной сети так популярное для российских производителей - в корне неверный маркетинговый шаг. Во-вторых, у отечественных компаний не хватает средств и опыта в области разработки и реализации маркетинговых стратегий продвижения продукции. Иностранные же инвесторы, учитывая перспективность данного рынка, ставят долгосрочные цели и финансируют капиталоемкие и в краткосрочном плане нерациональные программы продвижения с целью удержать и расширить свою долю развивающегося кондитерского рынка в России. В-третьих, для отечественных производителей, расходы на рекламу тяжким бременем ложатся в структуру затрат, иностранные же компании могут себе позволить удерживать цены на продукцию на низком уровне, получая средства для проведения рекламных мероприятий от головной компании. Именно поэтому розничные цены на отечественную продукцию на 25-30% дороже. Но сегодня потребители стали более внимательны к качеству продукции (20% стоимости, если есть гарантия качества).