Рост рынка шоколада за последний год имеет тенденцию к замедлению. Что связано с его активным насыщением. В 2010 году отечественный рынок увеличился на 13,4%, а в 2011-м - только на 8% и составил 622 тыс. тонн. По мнению экспертов, потенциально российский шоколадный рынок более емкий, чем есть на сегодняшний день, однако без соответствующей поддержки отрасли максимального уровня потребления шоколада в стране достичь сложно. Динамика объемов производства кондитерских изделий представлена на рис. 7 [23]. Пищевая Оберточная бумага, оберточная бумага для подарков оптом
Рис. 7. Изменение объемов производства кондитерских изделий
По данным Росстата объем потребительского рынка России составляет 22-25% ВВП, равен 242,5млрд. долл. Удельный вес кондитерских изделий в структуре потребительских расходов населения в 2011 году составил 2,33%.
С учетом этих данных можно рассчитать емкость рынка кондитерских изделий в 2011 году.
Ефакт.рос.кондитер.рынка = Епотреб.рынка (млрд.$) х Расходы на кондитерские изделия в общей структуре расходов(%) = 242,5 х 0.0233 = 5.65 млрд. долл. В рублях емкость рынка будет равна 151,71 млрд. рублей (по курсу ЦБ РФ на 22 октября 2011года 26,8510 руб./долл.). (3)
Рассчитаем емкость рынка на основе среднедушевого потребления.
Согласно данным Росстата, население России на 2011 год 142,8 млн. человек. Средний годовой уровень потребления шоколадных изделий на душу населения равен 4 кг.
Рассчитаем емкость рынка в натуральном выражении:
Ефакт.кондитер.рынка = Численность населения х Среднедушевое потребление = 142,8 х 0,004 = 571,2 тыс.тонн. (4)
Расчет емкости на основе норм потребления данного типа товара.
Шоколад в пределах нормы является стимулятором активности головного мозга в той части, которая ответственна за творческую и интеллектуальную деятельность. Дневная норма потребления шоколада согласно данным Минздрава, составляет 25 граммов на человека. Это примерно 9,125 кг. в год.
Ерекоменд.рос.рынка.шоколада = Общее число потенц. Клиентов х Годовое потребление = 142,8 х 0,009125 = 1млн. 303 тыс. тонн. (5)
Таким образом, можно говорить о том, что рынок имеет большой потенциал роста, т.е. емкость, рассчитанная на основе рекомендуемых норм потребления, превышает фактическую емкость в 2,3 раза.
По оценкам экспертов, почти 95% кондитерских изделий производится на территории России. Шоколадный бизнес является одним из наиболее рентабельных во всем мире, поэтому иностранные инвесторы активно вкладываются в эту отрасль. Основные производители шоколадной продукции расположены в Московской области и Северо-Западном регионе. А жители этих регионов потребляют до 35% данной продукции [21].
Региональные оказываются неконкурентоспособными с такими компаниями национального масштаба, как «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Большевик», «Нестле». И это связано, прежде всего, с устаревшим производством. Единственная возможность для местных производителей - объединяться и направлять консолидированные финансовые ресурсы на модернизацию производства и продвижение продукции.
Среди региональных игроков, занимающих значимые доли в масштабах всего российского рынка, можно назвать компанию «Народное предприятие Конфил» (Волгоград), Кондитерскую фабрику им. Крупской (Санкт-Петербург) и КФ «АККонд» (г. Чебоксары).
Ведущие российские производители: «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт», «Покров», «Большевик», «Россия», «А. Коркунов», «Ударница».
Ведущие зарубежные производители, продукция которых представлена на российском рынке: Nestle, Kraft Foods, «СладKо» (основной акционер - норвежская Orkla), Mars, Cadbury, Wrigley, Ferrero.
Для проведения конкурентного анализа необходимо оценить емкость кондитерского рынка Москвы и Московской области. Согласно данным Росстата, на 1 января 2011 года численность населения Москвы и московской области составила 16,9 млн. человек. Средний годовой уровень потребления шоколадных изделий на душу населения равен 4 кг.