Управление дебиторской задолженностью - один из важнейших элементов управленческой деятельности. Связанно это, прежде всего, с тем, что столь жизненно важный этап финансово-хозяйственной деятельности организации, как оборот средств, не должен зависеть от действий контрагента. Достаточность и своевременность финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий - необходимое условие для устойчивого развития и высокой конкурентоспособности современного бизнеса. Одной из форм финансирования текущей деятельности предприятий является факторинг - как финансирование финансовым агентом предприятия-клиента под уступку дебиторской задолженности. Сегодняшние реалии и перспективы развития отечественного финансового рынка свидетельствуют об активизации на нем факторинговых операций, их трансформации в организованный и эффективный комплекс банковских услуг. Привлекательность факторинга заключается в том, что он объединяет в себе несколько важных для предприятия услуг: финансирование оборотного капитала, бухгалтерский учет, инкассацию дебиторской задолженности, возможность перехода риска неплатежа на финансового агента, информационное обеспечение. В связи с этим факторинг рассматривается как эффективный инструмент финансирования малых и средних предприятий.
За последние 7-8 лет интерес к факторингу в нашей стране существенно возрос. Объемы факторинговых операций увеличились. Этот интерес может быть еще большим, если более качественно и высокими темпами в нашей стране будет развиваться малый и средний бизнес.
История развития факторинга в России насчитывает лет 20, из которых лишь 5 последних лет можно по настоящему считать годами развития рынка.
Первые попытки внедрить факторинг были предприняты Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР в 1988 г. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок.
В 1989 г. появилось письмо Госбанка СССР №252 "О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги". В 1992 г. Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.
Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г., набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, первым российским банком, принятым в FCI, стал "Тверьуниверсалбанк", позже был принят "Мосбизнесбанк". На протяжении ряда лет факторингом в России занимались и АКБ "Менатеп", и "Международный московский банк", и многие другие. Безусловным лидером рынка тогда был "Международный московский банк" с объемом факторинговых сделок 70 млн. долл. США в год. После кризиса 1998 года был определенный всплеск факторинга, поскольку появилось очень много проблемных долгов, которые переуступались банкам с большим дисконтом.
Факторинг (от англ. factor - посредник) - переуступка специальной компании неоплаченных долговых требований, прав денежного требования (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита. Факторинг часто определяют также как переуступку неоплаченных долговых требований или продажу дебиторской задолженности третьему лицу. Часто факторинг включает в себя элементы бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика, взимание платежей и ведение бухгалтерского учета по поручению клиента