На втором этапе программы «Эффективное управление» предлагается комплекс методов, мотивирующих и стимулирующих персонал гостиницы.
Для руководства гостиницы «Север» разработаны следующие виды мотивации и стимулирования персонала:
. Моральная мотивация.
Мощная моральная мотивация особенно актуальна для исследуемого гостиничного предприятия, т.к. ему необходимо совершить, своего рода, прорыв на рынок гостиничных услуг, а также повысить свою конкурентоспособность.
Среди средств данного вида мотивации предлагается использовать:
- просьбы
- вдохновляющие видения (по сути привлекательные обещания)
- благодарности
- грамоты
- «личные просьбы»
- отметки на доске информации
. Монетарное и немонетарное стимулирование
Рекомендуемые монетарные способы мотивация сотрудников:
) Премии по результатам работы.
) Индивидуальные премии. Такие премии могут выплачиваться и специалистам, уход которых нежелателен для гостиничного предприятия (для гостиницы «Север» - это администраторы, бухгалтер).
Немонетарные способы мотивации персонала:
1) Руководству необходимо проявлять интерес не только к работе своих сотрудников, но и к ним, как к личностям. Уважение, доверие, искреннее отношение к подчиненным усиливает их мотивацию.
2) Существенным фактором является признание, благодарность руководства за достигнутые результаты работы.
) Желательно проводить опросы по удовлетворенности сотрудников работой для получения обратной связи по эффективности системы мотивации и предложениям сотрудников.
) Рекомендуется мотивировать сотрудников предоставлением корпоративного отдыха, что означает выезд персонала гостиницы на турбазы или дома отдыха за счет организации.
) Мотивировать можно предоставлением свободного времени за хорошо выполненную работу.
) Мотивация удобным графиком работы.
) Мотивирование работников повышением квалификации.
. Оптимизация системы заработной платы. Льготы.
Известно, что вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеют важное значение для оценки качества трудовой жизни. Структура заработной платы в организации определяется с помощью анализа обследования уровня заработной платы, условий на рынке труда, а также производительности и прибыльности организации.
Помимо заработной платы руководству гостиницы рекомендуется предоставлять своим работникам различные дополнительные льготы, которые будут в наибольшей мере стимулировать персонал. Отметим наиболее желательные виды льгот в современных российских организациях:
- оплаченные отпуска,
- оплата больничного,
- страхование здоровья и жизни,
- пенсионное обеспечение,
- субсидируемые предприятием кафетерии,
- ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение в колледжах детей сотрудников, детские учреждения,
- предоставление оплаченных юридических услуг,
- программы физического оздоровления,
- оплаченные творческие отпуска после определенного количества лет работы.
Для руководства гостиницы «Север» в связи с невысоким финансированием предлагается использование нескольких видов льгот из выше перечисленных. Для того, чтобы определить наиболее желательные льготы для персонала, рекомендуется провести анкетирование. Результаты которого, отразят желания сотрудников.
. Структура заработной платы.
Структура заработной платы - количественное соотношение формирующих заработную плату элементов. Оптимизация данной структуры заключается в ежемесячной выплате следующих ее элементов.
Тарифная часть - основной, обязательный элемент заработной платы каждого сотрудника предприятия, сюда также следует отнести коэффициент за работу в районах крайнего Севера.
Надбавки и доплаты к тарифу рекомендуется систематически выплачивать за непрерывный стаж работы; за выполнение большего объёма работ; за совмещение должностей, а также мастерство; за работу в ночное время; за сверхурочные работы и др.
Следует отметить, что оплата за перевыполнение норм (заданий) стимулирует рост производительности труда.
Премиальная часть заработной платы связана с решениями дополнительных производственных задач, включает в себя различные виды премий, выплачиваемых как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения.
На третьем этапе программы рассматривается возможность повышения квалификации сотрудников. Здесь определено следующее мероприятие:
Планирование карьеры сотрудников, их обучения, создание кадрового резерва.
Руководству гостиницы «Север» рекомендуется вести целенаправленное планирование карьеры своих сотрудников, ориентированное на подготовку специалистов в области гостиничного бизнеса. Желательно проводить постоянное обучение, подготовку и переподготовку кадров, ориентированные на развитие управленческих и организационных навыков.
Вести целенаправленный отбор и занесение в базу данных возможных кандидатов необходимых гостинице, такие образом создавать кадровый резерв.