развитие интеллектуального потенциала сотрудников. При этом сам процесс получения образования, повышения квалификации приобщения к управлению не менее важен, чем его формальный результат или достигнутый уровень образования. Так создается человеческий капитал.
Человеческий капитал (рис 1.4) представляет собой совокупность:
интеллектуального капитала, т.е. профессиональных знаний, навыков, опыта, информированности в делах предприятия;
социального капитала, т.е. существующей системы мотиваций, организационных культурных ценностей, социального содружества и опыта, социально-психологического климата, совместных ценностей;
Рис. 1.4. Элементы человеческого капитала
- естественного капитала, состоящего из физического здоровья, психологического настроя.
Человеческий капитал накапливается в организации в результате постоянной и кропотливой работы по управлению человеческим ресурсом. Такое накопление общечеловеческих и профессиональных ценностей одинаково важно и для работника, что обогащает его личными знаниями и опытом, и для организации, являясь частью организационной культуры и производственного потенциала.
Развитие персонала для каждого предприятия является существенным элементом производственных инвестиций. Предприятие открывает своим сотрудникам возможность повышать профессиональные навыки и тем самым создает костяк квалификационного персонала и осуществляет опережающую подготовку персонала. Без развития сотрудников не может быть успешного развития организации, ее интеллектуальных ресурсов. Необходимо также отметить, что объектом инвестиций в персонал становится именно сотрудники, а через них и сама фирма. Причинами приоритетных инвестиций в развитие персонала являются:
необходимость повышения деловой активности каждого сотрудника с целью выживания организации;
сохранение конкурентоспособности предприятия, которое невозможно без новых технологий и обучения работе с новой техникой.
Управление развитием человеческого ресурса организации, разумеется, начинается с планирования этой работы. Факторы, определяющие такое планирование представлены на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Факторы, определяющие планирование человеческих ресурсов
Современные подходы к управлению людьми учитывают два важнейших момента в работе организаций:
решающую роль образованного и квалифицированного персонала, обладающего необходимым знанием и свободой выбора;
мотивированность самих работников. По мере роста взаимозависимости и сложности среды, в которой работают организации, увеличивается значение формирования и оптимального использования потенциала каждого работника организации и прежде всего его знаний, а также развитие способности организации к непрерывному обучению персонала, если работник в достаточной степени мотивирован.