Рис 1.1. Сущность технократического подхода к управлению персоналом
В своем развитии концепции роли кадров на производстве прошли уже четыре стадии. Первые три исповедовали технократический подход.
1. Использование трудовых ресурсов:
с конца XIX до 60-х годов XX в. В производстве рассматривалась лишь функция человеческой деятельности-труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой.
2. Управление персоналом:
30-е годы XX в. Научной основой этой концепции являлась теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через свою формальную роль - должность, а управление им реализовывалось через административные механизмы.
3. Управление
человеческими ресурсами:
с 60-х до конца 80-х годов XX в. Человек стал рассматриваться как невозобновляемый ресурс - элемент социальной организации в сплоченности трех компонентов (социальные отношения, трудовые функции, состояние работника).
И, наконец, существующая в настоящее время функция:
4. Управление человеком:
с 90-х годов XX в. по настоящее время. В соответствии с этой концепцией человек - главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться только как «ресурс».
Общая тенденция заключалась в том, что с развитием производительных сил и самого процесса управления ими происходило изменение роли и места самого человека на производстве.
Ученые пришли к общему и обоснованному мнению в том, что человек имеет в общественном производстве две ролевые особенности:
. Человек, как ресурс производственной системы (трудовой и людской), значительный элемент процесса производства и управления.
. Человек, как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями - не только объект, но и главный субъект управления.
Так проходила эволюция концепции управления человеческим ресурсом в результате эволюции подхода к самому человеку.
Все концепции имеют различный подход к управлению работниками. Это видно из таблицы 1.1.
Таблица 1.1. Эволюция концепции управления человеческим ресурсом в организации
Период, гг |
Концепция |
Подход к работнику |
20-40е гг. XX века |
Управление кадрами |
Носитель трудовой функции, «живой придаток машины» |
50-70е гг. XX века |
Управление персоналом |
Субъект трудовых отношений, личность |
80-90е гг. XX века |
Управление человеческими ресурсами | |
XXI век |
Гуманистическая концепция |
Не люди для организации, а организация - для людей |