Система управления качеством, как и другие системы управления, имеет объект и субъект управления. Взаимодействие между субъектом и объектом осуществляется, с одной стороны, в ходе реализации управляющего воздействия субъекта на объект путем принятия определенных управленческих решений в области качества, с другой - посредством механизма обратной связи, благодаря которому субъект управления получает информацию о реализации принятых управленческих решений, а также о функционировании объекта, о его соответствии задаваемым параметрам.
Таким образом, управляющая и управляемая подсистемы представляют собой части системы, взаимодействующие и взаимовлияющие, что обеспечивает их единство в рамках системы управления качеством. Следовательно, эффективность менеджмента как управляющей системы в широком смысле - это целесообразность и качество управления, нацеленное на наилучшую результативность деятельности управляемой системы - организации, реализацию целей и стратегий, достижение определенных качественных и количественных экономических результатов.
Одним из возможных вариантов такого рассмотрения служит схема 7S, в которой выделены семь взаимосвязанных направлений анализа, оценки и совершенствования системы менеджмента организации: стратегия, навыки, общепризнанные ценности, структура, системы, штат, стиль.
Работа над повышением эффективности менеджмента может начинаться с того элемента, совершенствование которого наиболее актуально для организации. Новая стадия развития российского бизнеса требует новых знаний, новых практик, новых идей.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что интеллектуальный капитал, навыки и компетенция менеджеров - ключевые элементы любого успешного бизнеса, которые напрямую влияют на показатели его эффективности и рыночной привлекательности. Этим объясняется высокий приоритет профессионального развития и продвижения управленческих кадров внутри корпоративной среды. Данный момент характеризуется таким понятием, как «транзакционные издержки взаимодействия между управленцами», которое осуществляется на уровне профессиональных ассоциаций, коллегий, образовательных центров и бизнес-клубов.
Следовательно, на данный момент в России осознанно формируется институт, который трактуется в неоинституциональном анализе как «созданные человеком ограничения, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия», а именно, институт качества управления.
Ключевые факторы современного эффективного менеджмента:
· постоянно адаптирующиеся к внешним условиям миссия, цели и стратегия развития организации и бизнеса, соответствующие запросам потребителей результатов бизнеса (отдельные люди, общности, организации, рыночная среда, общество в целом);
· стратегически ориентированная, адаптивная, оптимальная структура бизнеса (бизнес-процессы, организационная структура, кадровая структура), обеспечивающая максимально возможную результативность с минимально возможными издержками;
· высококомпетентный развивающийся персонал, оптимально взаимодействующий в рамках бизнес-процессов и нацеленный на результат и тем самым на качественный, своевременный, экономичный процесс его достижения;
· эффективная система ведения бизнеса и менеджмента, включающая оптимизированные методы, принципы, технологии, процессы и процедуры, базирующиеся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях;
· продвинутая организационная культура, базирующаяся на адаптивном, одновременно стратегическом и ситуационном стиле руководства, а также на совместном, коммуникативном и целенаправленном взаимодействии персонала.
Таким образом, уровень квалификации менеджмента является одним из ключевых факторов успеха. Предприятие может иметь привлекательную стратегию, но уровень квалификации ключевых менеджеров и система их мотивации не будут соответствовать стоящим перед ними задачам. Это означает, что развитие управленческих кадров есть важнейшая задача российского бизнес-сообщества. Новая тенденция в области менеджмента качества - развитие эффективного внутрифирменного управления. Идея о том, что в конкурентной борьбе ключевым является «человеческий фактор», сама по себе не нова, однако в настоящее время развитие управленческого персонала приобретает качественно новую основу.