· руководство должно быть достаточно амбициозным, чтобы поставить перед компанией такие цели, как серьезный прорыв и преобразование системы управления;
· возглавлять службу качества должен сотрудник, психологический и должностной уровни которого соответствуют уровням первых лиц компании. В результате невыполнения этих условий при разработке и внедрении СМК могут возникнуть следующие типичные ошибки.
. СМК функционирует как автономно действующий аналог «старой» комплексной системы управления качеством продукции (КС УКП). При этом не происходит пересмотра всей системы управления предприятием.
. Принципиальная новизна СМК как системы эффективного управления предприятием не осознается до конца.
. Назначение на должность «ответственного представителя руководства в области качества» сотрудника, не входящего в состав высшего руководства, - начальника ОТК, службы стандартизации, заместителя главного инженера и т.п.
. На этапе разработки СМК не проводится обучение всех руководителей предприятия, служб и подразделений основным принципам и приемам управления данной системой. На учебу направляют только внутренних аудиторов и рядовых сотрудников службы качества. Само внутреннее обучение носит нерегулярный, избирательный, формальный характер. Отсутствует объективный контроль за качеством усвоения знаний.
. Документация, касающаяся СМК, разрабатывается без учета реальной практики производства.
. Используются неэффективные, устаревшие (без использования современной компьютерной техники) процедуры разработки, оформления документации и внесения в нее изменений.
. Право вносить изменения в документацию, связанную с работой СМК, принадлежит исключительно отделу качества.
. Формулировка целей и задач в области повышения качества носит неопределенный либо слишком усложненный характер.
. Непонимание важнейшего принципа СМК: работа механизма постоянного самосовершенствования заключается в выявлении несоответствий требованиям «высокого качества» и выполнении соответствующих корректирующих и упреждающих действий.
. Недооценка влияния низкого качества бизнес-процессов на рост финансовых потерь предприятия (отсутствие оперативного управления и реагирования на изменения рынка сбыта, а также низкая лояльность потребителей, что приводит к потере важных заказов; использование некачественного сырья, материалов и комплектующих; потери из-за сбоев в работе технологического оборудования; издержки вследствие многократных переделок и т.д.).
. Ограничено участие специалистов службы качества в принятии решений о распределении денежных средств, выдаче премий, а также участие в конференциях и семинарах по качеству.
. Постоянное противопоставление производственных процессов работе, связанной с построением СМК, разделение планов развития производства и СМК.
. Пытаясь внедрить СМК, руководство преследует достаточно прозаическую и недальновидную цель - получить сертификат, что облегчает заключение новых договоров, позволяет выиграть в тендерах (конкурсах). При этом отсутствует понимание того, что СМК служит основой, методологией совершенствования общей системы управления предприятием.
. Под повышением качества понимается лишь улучшение характеристик продукции, а не оптимизация всех бизнес-процессов (в том числе менеджмента), рациональное использование ресурсов, способность реагировать на меняющиеся запросы заказчиков и потребителей.
Таким образом, концепция развития региональных предприятий, ориентированных на повышение качества как продукции, так и организационного менеджмента, базируется на следующих принципах:
· эффективность деятельности компании определяется качеством трудовых ресурсов, атмосферой уважения и заинтересованности, поддержки творческой инициативы;