В стандартах ISO 9000:2000 менеджмент качества рассматривается как «скоординированная деятельность по руководству и управлению
Развитие идей менеджмента качества позволяет по-новому взглянуть на проблему результативности и эффективности операционного менеджмента предприятий, поскольку успешность бизнеса (в том числе качество продукции) в первую очередь зависит от деятельности управленческого персонала, его профессиональных знаний и умений, ответственности, мотивации и т.д. В англоязычной литературе содержание понятия «эффективность управления» выражается двумя ключевыми терминами:
) managerial effectiveness - так называемая системная эффективность;
) management efficiency - так называемая операционная эффективность.
Системная эффективность зависит от того, насколько рационально организовано управление, другими словами, от состава и количества звеньев, их подчиненности, распределения функций. Таким образом, эффективность системы управления определяют качества организационной структуры и процессов управления, но не качества конкретных управленцев.
Операционная эффективность - соотношение результатов управленческой деятельности и затрачиваемых усилий - в первую очередь определяется деловыми качествами менеджеров и тем, насколько рационально используется их потенциал.
Актуальность вопроса оценки операционной эффективности управления предприятием в условиях внедрения на предприятии СМК по стандартам серии ISO 9000 возрастает в связи с повышением приоритета профессионального развития и продвижения управленческих кадров, компетентность которых выступает в роли высокоценного актива, в значительной мере определяющего возможность достижения целей предприятия. Одной из основных задач, возникающих в ходе решения проблемы оценки операционной эффективности управления предприятием при внедрении СМК, является изучение базисных элементов системы, направленных на институциональные преобразования предприятия, выявление социально-экономических резервов повышения операционной эффективности, практических механизмов реализации концепции.
При проведении подобной оценки особое внимание необходимо уделять следующим моментам:
· лидирующая роль руководителей в совершенствовании СМК, в определении сути реформ и поддержке их проведения на предприятии;
· выявление существующих и возможных запросов потребителей и других заинтересованных сторон;
· определение конкурентных преимуществ компании (уже имеющихся и потенциальных);
· постановка целей, согласующихся со стратегией организации, в соответствующих ее подразделениях и на соответствующих уровнях;
· планирование развития компетентности персонала и содействие такому развитию;
· развитие умения персонала работать в группах улучшения СМК, ее части или любого процесса;
· определение потребности персонала в обмене информацией;
· организация и проведение регулярных опросов потребителей с целью определения и повышения уровня их удовлетворенности.
Подход, основанный на концепции TQM, предполагает наличие у предприятия четко и ясно сформулированной миссии, стратегических целей. При реализации процессного подхода к организации менеджмента качества предприятия региона проходят следующие основные этапы.
Рис. 2. Последовательность разработки и внедрения СМК
Перечислим основные условия эффективности СМК как бизнес-инструмента (в соответствии с требованиями ISO):
· высшее руководство (собственники, исполнительный директор) и сотрудники службы качества должны разбираться в механизме работы СМК и уметь управлять им;
· руководство должно быть привержено идее качества;
· рынок должен быть конкурентным, чтобы отношение компании к качеству постоянно поддерживалось на должном уровне;