· огромное значение имеет развитие инновационного потенциала компании, ее способность разрабатывать и реализовывать эффективные стратегии, адаптировать свою организационную структуру и бизнес-процессы к условиям рынка;
· акцент на групповой работе, децентрализация управления и делегирование полномочий;
· ответственность на более низкие уровни управления;
· пересмотр традиционных систем вознаграждения персонала, внедрение схем распределения между сотрудниками прибыли предприятия, полученной за счет повышения эффективности текущей деятельности.
В соответствии с требованиями стандартов ISO, основными характеристиками процесса выступают результативность и эффективность. Результативность определяется стандартами как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. Эффективность определяется как соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов.
Эффективность менеджмента означает результативность, успешность деятельности организации, оптимальность управления организацией в рыночных условиях, обеспечивающую, с одной стороны, максимально возможное удовлетворение потребностей экономики в целом и клиентов в частности, а с другой - максимально возможное развитие и совершенствование внутренних условий деятельности организации.
Эффективность управления в первую очередь определяется эффективностью функционирования управляющей подсистемы, где главная роль отводится управленческим кадрам. Именно они определяют качество управления. Оттого, насколько эффективно используются такие кадры, насколько успешно принимаются и реализуются управленческие решения, будет зависеть эффективность всей системы управления.
Среди подходов, ориентированных на оценку эффективности деятельности организации (в том числе ее менеджмента), различают целевой подход, подход на основе теории систем, многопараметрический подход к оценке.
Целевой подход представляет собой «взгляд на эффективность, который подчеркивает центральную роль достижения цели как критерия оценки эффективности».
В соответствии с этим подходом организация существует для достижения определенных целей, а степень выполнения поставленных задач отражает степень ее эффективности.
Подход к оценке эффективности на основе теории систем предполагает анализ организационного поведения, предусматривающий выделение основных элементов («вход», «процесс», «выход») в рассматриваемой системе и ее адаптацию к условиям системы более высокого уровня, частью которой она является. Теория систем акцентирует внимание на том, что выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям среды. Удовлетворение этих требований зависит от того, находится ли полный цикл «вход - процесс - выход» в центре внимания руководства. Следовательно, критерии эффективности должны отражать эти положения. Данный подход объясняет, почему ресурсы следует использовать для деятельности, которая прямо не связана с достижением целей организации.
Многопараметрический подход предполагает оценку удовлетворенности работников и групп, участвующих в деятельности организации.
Можно выделить следующие концепции и инструменты, находящие применение в перечисленных подходах к оценке эффективности деятельности:
· традиционная финансовая модель;
· концепция добавленной стоимости;
· методика процессно-ориентированного учета затрат;
· система сбалансированных показателей;
· система процессно-ориентированного анализа рентабельности;
· самооценка деятельности компании на основе различных моделей совершенной организации;
· концепция управления по целям и др.
Использование традиционной финансовой модели при оценке эффективности деятельности основано на рыночном типе хозяйственного мышления, в соответствии с которым на эффективность деятельности предприятия влияют факторы внутренней среды (цели, организационная структура, задачи, используемая технология и человеческие ресурсы). Следовательно, эффективность деятельности достигается путем принятия оперативных решений исходя из текущих возможностей организации.