В основном сырье, материалы и оборудование предприятие ООО «Модуль» приобретает в городе Москве и Санкт-Петербурге. За редким исключением, закупки происходят в черте Вологодской области, но по большей части многие материалы закупаются у постоянных и проверенных поставщиков. На рынке сейчас появляется все больше и больше предложений, именно поэтому, перед тем как осуществить закупку, предприятие ООО «Модуль» делает запрос во все фирмы, занимающие поставкой данного вида продукции. Дело в том, что конечные цены предприятия во многом зависят от поставщиков и если вдруг возникнут какие-либо проблемы с одним из них, фирма должна легко это компенсировать за счёт сотрудничества с другими, чтобы потребители не заметили разницы.
3. Рыночная власть покупателей
Из-за высокой конкуренции в данной отрасли на рынке г.Череповца, предприятию ООО «Модуль» зачастую приходиться снижать уровень цен на продукцию и повышать уровень обслуживания организаций, для того чтобы удержать своего клиента.
Покупателями продукции ООО «Модуль» являются частные лица, бюджетные и частные организации (ООО, ОАО, ЗАО, ИП). По заключенным договорам на поставку продукции и оказания услуг оплата производится в течение 5-10 банковских дней с момента отгрузки товара и выполнения работ, но в последнее время покупатели работающие по безналичному расчету не выполняют условия договора и задерживают платежи.
Самыми ответственными плательщиками являются бюджетные организации, они быстро гасят задолженность и уменьшают упущенную выгоду для фирмы ООО «Модуль». Для крупных организаций и заводов составляются специальные спецификации, согласно которым отсрочка платежа предоставляется в среднем на срок 35-60 дней. Изредка оплата производиться ценными бумагами (векселями), что тоже не очень удобно из-за долгого их срока обналичивания.
Данная ситуация связана с существующим кризисом, уменьшение платежеспособности потребителей в 2010-2011г. увеличило дебиторскую задолженность предприятия ООО «Модуль» по сравнению с 2009 годом. В связи с этим, предприятие вынуждено переходить к поставке продукции по 50% предоплате, как для небольших, так и для крупных организаций. В случае если покупатель делает 100% предоплату, ему дополнительно делается скидка в зависимости от объема закупки. Таким образом, предприятие ООО «Модуль» стимулирует своих потребителей и увеличивает поток денежных средств в обращении.
Рассмотрим текущее состояние удовлетворенности клиентов работой предприятия ООО «Модуль», уровнем обслуживания и качеством поставляемых товаров (см. Приложение 3).
Рисунок 11. Удовлетворенность клиентов уровнем обслуживания
Таким образом, из диаграммы видно, что большинство предприятий довольны уровнем обслуживания и не имеют нареканий. Предприятие ООО «Модуль» в свою очередь ценит их доверие и всегда обеспечивает высокое качество работы, быстрое реагирование на запросы и стабильность поставок.
4. Угроза появления товаров-заменителей
Часто компании, работающие в одной отрасли, находятся в состоянии жесткой конкуренции с компаниями из других отраслей, если выпускаемые ими изделия могут заменять друг друга. Товары-заменители не только ограничивают прибыль предприятий, но и сокращают совокупные доходы в отрасли. Если заменители дешевле, то компании отрасли попадают под тяжелое конкурентное давление, требующее снижение цен и поиска путей компенсации за счет сокращения издержек производства. Кроме того, доступность заменителей ведет к сравнению потребителем качества и эксплуатационных характеристик товаров. Таким образом, конкурентное давление товаров-заменителей заставляет компании отрасли постоянно убеждать потребителей в том, что их продукция выгоднее, чем заменители. Для этого требуется разработка конкурентной стратегии дифференциации продукции отрасли с помощью сочетания свойств, включающего более низкие цены, более высокое качество, лучшее обслуживание и предпочтительные эксплуатационные свойства.