В современных условиях ведения бизнеса компания ООО «ФУДЛАЙН ГРУПП» вынуждена предоставлять покупателям отсрочку платежа, средний срок отсрочки колеблется в пределах 14-45 дней. Преимущества товарного кредита для покупателя очевидны: нет необходимости выводить из оборота значительные денежные средства, как в случае предоплаты или оплаты по факту; покупатель может планировать график погашения задолженности, а также свести к минимуму риск получения некачественного товара. Однако согласие ООО «ФУДЛАЙН ГРУПП» на предоставление товарного кредита приводит к сокращению оборотных средств, ухудшению текущей ликвидности компании, снижению оборачиваемости дебиторской задолженности, возникновению кассовых разрывов и снижению финансовой устойчивости, что в итоге негативно сказывается на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли. «Бремя» долга по поставкам с отсрочкой платежа еще больше усугубляется в случае, если покупатель не соблюдает указанные в договоре сроки (как показывает анализ, на предприятии 15% всей дебиторской задолженности прострочено), это приводит к десинхронизации товарных и денежных потоков и кассовым разрывам в платежной системе компании. Тем не менее, предоставление или увеличение отсрочки платежа является серьезным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным аргументом, привлекающим покупателей.
Стремясь не допустить возникновение просроченных или безнадежных долгов, ООО «ФУДЛАЙН ГРУПП» дважды в неделю проводит мониторинг состояния дебиторской задолженности. В компании за своевременный приход денежных средств на расчетный счет отвечают менеджеры по продаже, что изначально не совсем корректно. Ведь, с одной стороны, менеджер, привлекший клиента, заинтересован в долгосрочной работе с ним а, следовательно, в поддержании «хороших отношений». С другой стороны, менеджеру необходимо найти рычаги воздействия на компанию в случае, если она нарушает договорные сроки.
Наиболее эффективное управление дебиторской задолженностью возможно при наличии независимого контроля, например, со стороны факторинговой компании. В рамках факторингового обслуживания банк-фактор проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок дебиторами, управляет рисками по поставкам с отсрочкой платежа, помогает поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику.
Основная задача факторинга - обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме.
Рисунок 3.1 Общая схема внутреннего факторинга в России
Указанные на рисунке цифры и направления означают:
) Поставщик и покупатель заключают договор купли-продажи товара (работ, услуг).
) Поставщик обращается к финансовому агенту с предложением о заключении договора факторинга.
) Финансовый агент и поставщик заключают договор факторинга.