Методы типа ROA и MCM, предлагающие денежные оценки, целесообразно использовать для оценки интеллектуального капитала при слиянии банков, в ситуациях купли-продажи бизнеса. Они могут применяться для сравнения банков, а также для иллюстрации финансовой стоимости нематериальных активов. Данные методы основываются на установившихся правилах учета. Недостатки состоят в том, что они бесполезны для внутренних отделов банков.
Преимущества DIC- и SC-методов заключаются в том, что их применяют на любом уровне организации. Они работают ближе к событию, поэтому получаемое сообщение может быть более точным, чем чисто финансовые измерения. Данные методы полезны для внутренних отделов банков. Их недостатки заключаются в том, что индикаторы являются контекстными и должны быть настроены для каждой конкретной организации и определенной цели.
В практике управления интеллектуальным капиталом целесообразно применять различные системы мониторинга. Истинная стоимость интеллектуальных активов заключается в их способности производить прибыль выше, чем у конкурентов. Менеджеры должны принять соответствующие меры, чтобы максимально использовать этот богатый источник потенциальной стоимости. Формальные программы управления интеллектуальными активами значительно упрощают извлечение стоимости.
Среди известных систем мониторинга наибольший интерес представляют технология мониторинга IAM, разработанная К.-Е. Свейби, и методика Skandia Navigator, разработанная Л. Эдвинссоном.
Система измерения интеллектуального капитала К.-Э. Свейби основана на утверждении, что общая сумма нематериальных или интеллектуальных активов равна разнице между рыночной и балансовой стоимостью компании. Концепция интеллектуального капитала К.-Э. Свейби состоит из трех блоков: внешняя структура (брэнды, отношения с клиентами);внутренняя структура (организация: менеджмент, юридическая структура, межличностные отношения, процессы R&D, программное обеспечение и др.);индивидуальные компетенции (образование, опыт).
По мнению К.-Э. Свейби, сложность в разработке подходов к измерению неосязаемых активов заключается не в самом процессе разработки, а в том, что сложно найти взаимосвязь между их значениями и изменениями в эффективности бизнеса.
Методика анализа состояния нематериальных активов Skandia Navigator, разработанная Л. Эдвинссоном, отличается от IAM жесткой привязанностью к экономическим показателям деятельности компании, ее дочерних фирм и подразделений. Оценка состояния интеллектуальных активов проводится в динамике по трем направлениям: клиенты, персонал, процессы. Для каждого из этих направлений используются вполне объективные показатели. Использование условных оценочных индикаторов сведено до минимума.
Согласно Л. Эдвинссона, показатели прямого указания количества и результаты опросов могут быть представлены в денежной форме или в виде процентов. Если получится их так представить, то останется только два типа показателей: денежные и процентные. Денежные показатели получаются путем заранее определенного взвешивания, образуя в сумме стоимость интеллектуального капитала организации (С). Процентные показатели показывают скорость, направление и текущее положение организации. Если их получится объединить в единый показатель (i), то он будет определять эффективность использования интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал организации есть произведение двух сумм: С и i.
Интеллектуальный капитал организации = i * C, где: i - показывает существующий потенциал организации; C - характеризует потенциал организации для будущего.
Создание и развитие основных принципов составления отчетности и управления интеллектуальным капиталом стало одним из приоритетных проектов правительств ряда европейских государств, в которых высоко оценивается роль государства в определении типа макроэкономической среды, в которой организации могут применять знания для создания новшеств и получения прибыли. Отчеты о состоянии интеллектуального капитала должны применяться в стратегическом контексте, чтобы соединить "новую действительность" компании с текущей. Для того чтобы счета движения интеллектуального капитала стали частью процесса принятия управленческих решений в организации, их необходимо включить в стратегическое и операционное планирование и систему отчетности.