Ключевое значение в современных организациях приобретает подсистема развития персонала, нацеленная на повышения уровня знаний, способностей, умений работников для достижения организационных целей и удовлетворения личных потребностей. Подсистема развития персонала, представляет собой комплекс целенаправленных образовательных, информационных, социально-культурных, мотивационных мероприятий, которые содействуют повышению, компетентности работников, усилению их мотивации.
К основным задачам данной подсистемы, можно отнести:
профессиональное образование работников;
подготовку и переподготовку специалистов;
повышение квалификации персонала;
профессиональную ориентацию новых сотрудников;
планирование карьеры;
работу с кадровым резервом;
ротацию персонала;
делегирование полномочий;
создание условий для саморазвития и самообучения.
Развитие персонала рассматривается как более емкое и широкое понятие, чем профессиональное обучение, так как отражает не только приобретение работниками новых профессиональных навыков и умений, но и обновление ими своих знаний, мотивов, ценностей, интересов в процессе каждодневной трудовой деятельности.
Таким образом, внутрифирменное (корпоративное) развитие персонала должно носить опережающий характер по отношению к структурным изменениям, являться мотивирующим, направленным на формирование у работников внутренней потребности к совершенствованию, саморазвитию; быть непрерывным, процессом, в которой вовлечены все члены организации от руководителя до вспомогательного персонала. Это особенно важно в системе корпоративного развития персонала ведущих организаций.
Современные организации должны уделять много внимания поддержанию работоспособности своих сотрудников, выделяя для этих целей соответствующие средства. Отсутствие системы регулярного повышения квалификации и обучения сотрудников приводит к моральному устареванию знаний и «износу рабочей силы». Это означает, что имеющиеся трудовые ресурсы в силу плохой профессиональной подготовленности начинают отставать от современных технологий и более не способны работать на новейшем оборудований, осуществлять внедрение нового. Это может привести к потере конкурентного преимущества и даже ликвидации организации.
Для того чтобы поддержать уровень развития людских ресурсов на должной высоте, современные организации тратят от 10 до 30 процентов средств из бюджета, выделенного на персонал, на обучение и повышение квалификации.
Обучающиеся организации - это профессиональное сообщество, коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на постоянное обновление компетенции, саморазвитие во имя достижения организационных и личных целей. Данный тип организаций характеризуют, такие качества как гибкость, инновационность, адаптивность, демократизм и партнерство. Трудовое поведение работника вручающей организации сконцентрировано не на выполнении указаний и приказов руководства, а на личной инициативе, самостоятельности и ответственности, требующих постоянного обновления знаний, развития способностей. Изменение роли работника принципиально изменяет систему управления в такой организации, стиль руководства, корпоративную культуру.
Обучение - это получение работниками новых теоретических знаний и практических навыков, необходимых в профессиональной деятельности, процесс профессионального обучения схематически представлен на рис. 1.12.
Рис. 1.12. Процесс профессионального обучения
При этом надо иметь ввиду различные формы обучения:
обязательное обучение определяется государственными требованиями к профессии и виду выполняемых работ (аттестации, переаттестации), обеспечивает безопасность работников и деятельность Общества в рамках законодательных норм.
профессиональное обучение направлено на повышение установленного по результатам ежегодной оценки уровня компетенций работника до уровня, требуемого для занимаемой или планируемой должности и роли в бизнес-процессах.
корпоративное обучение - это приоритетное развитие компетенций, которое определяется руководством в рамках стратегического развития Общества и направлено на обеспечение работников знаниями и навыками, необходимыми для достижения стратегических целей Общества.
Переход к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением знаний, переподготовкой работников. Считается, что переподготовить работника дешевле, чем заменить его.
Обучение персонала обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений работника современному уровню производства и управления. Обучение рабочих и служащих включает четыре основных вида.