2. Комплекс управления знаниями состоит из трех компонентов:
· Управление ресурсами знаний компании, включающее в себя оценку наличия и потребности в организационных знаниях и целенаправленное развитие выбранных элементов организационного знания.
· Управление работой со знаниями посредством организации создания, передачи, сохранения, применения и удаления организационных знаний.
· Управление работниками посредством создания поддерживающей организационной культуры, развития мотивации обмена знаниями и повышения компетенций в коммуникациях и обработке информации.
3. Организационные средства, в рамках которых управление знаниями осуществляется с помощью изменения бизнес-процессов и структуры компании:
· проектное дублирование, при котором ведется параллельная работа над одной задачей несколькими отделами или привлеченными коллективами, что снижает соответствующие риски;
· объединение бизнес-процессов, предполагающее взаимную увязку задач, ресурсов и результатов деятельности подразделений, и, соответственно, передачу знаний между связанными подразделениями;
· реструктуризация, при которой в самостоятельную бизнес-единицу переводятся носители ключевых организационных знаний и выделяются соответствующие бизнес-процессы, что позволяет сохранить и объединить ключевые организационные знания компании.
4. Использование интеллектуального капитала и связанная с этим профессиональная компетенция кадров обеспечивают выживание и экономический успех компаний. Именно знания становятся источником высокой производительности, инноваций и конкурентных преимуществ. В конкретном приложении управление знаниями как функция и как вид управленческой деятельности охватывает:
· практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний;
· придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию;
· создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний.
Функция управления знаниями охватывает использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа организации приобретения и освоения новых знаний.
5. Механизмы мотивации работников в рамках работы со знаниями:
· Стимулирующий, при котором работа со знаниями строится на привязке вознаграждений участвующих в ней работников к результатам данной работы.
· Социальный, при котором главным мотиватором сотрудников для работы со знаниями является внутреннее удовлетворение от данной работы.
· Нормативный, при котором работа со знаниями строится на правилах и распоряжениях.
6. Эффект проекта управления знаниями определяется на основе сравнения показателей деятельности компании до и после осуществления проекта, исключая эффекты от воздействия факторов, не связанных с изменением знаний. Эффективность проекта определяется на основе сопоставления эффекта и соответствующих затрат на осуществление данного проекта.