Валютный риск
―
это вероятность финансовых потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением контракта и фактическим производством расчётов по нему. Кроме этого, следует различать валютный риск импортёра и риск для экспортёра. Риск для экспортёра ― это падение курса иностранной валюты с момента получения или подтверждения заказа до получения платежа и во время переговоров. Риск для импортёра ― это повышение курса валюты в отрезок времени между датой подтверждения заказа и днём платежа. Таким образом, при заключении контрактов необходимо учитывать возможные изменения валютных курсов. Одним из важнейших видов рисков деятельности предпринимательской фирмы в условиях рыночной экономики является кредитный риск.
Кредитный риск связан с возможностью невыполнения туристской фирмой своих финансовых обязательств перед инвестором в результате использования для финансирования деятельности фирмы внешнего займа. Следовательно, кредитный риск возникает в процессе делового общения туристской компании с его кредиторами: банком и другими финансовыми учреждениями; контрагентами: поставщиками и посредниками; а также с акционерами.
В теории финансовых рисков нередко говорят о рисках упущенных выгод, под которым понимают опасность потери денежных средств организации в результате наступления косвенного ущерба от событий. Например, при продаже товаров в кредит невыполнение условий оплаты их стоимости в срок ведёт к росту дебиторской задолженности. Иммобилизация средств организации в дебиторскую задолженность может быть оценена размером упущенной выгоды, то есть размером неполученного дохода вследствие более выгодного размещения этих средств.
Зарубежные экономисты выделяют ― имущественный, моральный, и деловой кредитные риски.
Деловой риск, как правило, связывается со способностями предпринимателя производить прибыль за определённый период времени. Под моральным риском подразумевается та часть риска, которая имеет отношение к займу денег и зависит от моральных качеств заёмщика. Имущественный риск определяется тем, достаточно ли собственных активов заёмщика для покрытия объёма кредита.
Процентный риск ― опасность потери денежных средств организации вследствие повышения процентов по привлекаемым источникам над процентами по размещаемым средствам, то есть потерь коммерческих банков: кредитных учреждений, инвестиционных фондов в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлечённым средствам, над ставками по предоставленным кредитам.
В теории финансовых рисков нередко говорят о рисках упущенных выгод, под которыми понимают опасность потери денежных средств организаций в результате наступления косвенного ущерба от событий. Например, при продаже товаров в кредит невыполнение условий оплаты их стоимости в срок ведёт к росту дебиторской задолженности. Иммобилизация средств организации в дебиторскую задолженность может быть оценена размером упущенной выгоды, то есть размером неполученного дохода вследствие более выгодного размещения этих средств.
Следующий вид финансового риска ― инвестиционный риск. Данный вид риска связан со спецификой вложения туристской фирмой денежных средств в различные проекты. Приведём в качестве примера экспертные оценки инвестиционных рисков в России по 10-бальной шкале: экспроприации ―3; национализации―0; политической нестабильности ― 9; вмешательства государства ― 10; негативных настроений против частного сектора ―7; нестабильности рынка труда―2; организованной преступности ―10; не конвертируемости национальной валюты ―8; регулирования цен ―3; неблагоприятных тенденций в развитии экономики ―10; возникновения задолженности ―10; высокой инфляции―10; неправильного выбора объекта инвестирования―5―6; изменения процентных ставок―9―10; неполадок в компьютерной сети―5―10; выбора неподходящего времени―6―8; законодательные изменений―6―10. В результате общий риск на все вложения составит 7―10, в то время как в США риски оцениваются 1―3,7. Все факторы, так или иначе влияющие на рост степени риска в инвестиционном проекте, можно условно разделить на две группы: объективные и субъективные.
К объективным факторам относятся факторы, независящие непосредственно от самой фирмы: это инфляция, конкуренция, анархия, политические и экономические кризисы, экология, таможенные пошлины, наличия режима наибольшего благоприятствования, возможная работа в зонах свободного экономического предпринимательства и т.д.
К субъективным факторам относятся факторы, характеризующие непосредственно данную туристскую фирму: это производственный потенциал, техническое оснащение, уровень предметной и технологической специализации, организация труда, уровень производительности труда, степень кооперированных связей, уровень техники безопасности, выбор типа контрактов с инвестором или заказчиком и т.д. Этот фактор играет важную роль для туристской компании, так как от типа контракта зависит степень риска и величина вознаграждения по окончании проекта. Высокая степень риска проекта приводит к необходимости поиска путей её искусственного снижения.