Слово « риск » образовано от французского risque ― опасность, а от греческого risikon ― утёс. В широком значении риск обозначает неопределённость исхода какого-либо события при обязательном появлении неблагоприятных последствий или результата, отличающегося от ожидаемого. В узком значении риск ― это измеряемая или рассчитываемая вероятность неблагоприятного исхода.
Бизнес связан с неопределённостью, поэтому риск
― неотъемлемая часть жизни хозяйствующего на любом рынке субъекта. Особым образом рисковый характер проявляется в отечественной предпринимательской деятельности, так как в экономике России постоянно трансформируется внешняя среда, сильна теневая экономика, безбоязненно и агрессивно действуют криминальные структуры. В этих сложных условиях многие туристские компании не только выжили, но и процветают. Риск играет важную роль в системе менеджмента. Неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата его увеличивают. Поэтому необходимы методы оценки рисков и способы уменьшения потерь от различных видов риска.
В туристской индустрии под « риском » принято понимать вероятность (угрозу) потери туристским предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в результате осуществления определённой производственной и финансовой деятельности.
Любое туристское предприятие несёт риски, связанные с его туроператорской, коммерческой и другой деятельностью, при этом любой предприниматель отвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчёты эффективности новых проектов, коммерческих сделок. Фактор риска в предпринимательской деятельности в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, сверхдолгими кредитами. В деятельности туристской фирмы можно выделить следующие риски:
― ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемый туристский продукт и услуги, а также риск в определении цены на рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам). По некоторым расчётам, ошибка в размере цены на реализуемый туристский продукт на 1% приводит к потерям, составляющим не менее 1% выручки от реализации. Учитывая, что спрос на туристский продукт довольно эластичен, то потери могут составить 2-3%. При рентабельности, составляющей 10-13%, ошибка в цене на 1% может означать потери в прибыли на 5-10%. Ценовой риск существенно возрастает в условиях инфляции;
― риск не заключения договоров
на реализацию сформированного туристского продукта или риск полной или частичной не реализации;
― риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за реализованный туристский продукт;
― риск отказа потребителя от полученной и оплаченной путёвки или риск возврата;
― риск срыва заключённых соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;
― риск банкротства
как деловых партнёров (контрагентов, реализаторов, поставщиков), так и самой фирмы.
В инвестиционной деятельности фирмы можно выделить риск инвестирования в ценные бумаги или « портфельный риск », который характеризует степень риска снижения доходности конкретных ценных бумаг, а также риск новаторства. Новые проекты содержат три вида рисков:
― риск, связанный с техническими нововведениями;
― риск, связанный с экономической или организационной стороной туристского предприятия;
― риск, определяемый « молодостью фирмы ».
Кроме вышеперечисленных, влияние внешней среды осуществляется через налоговые риски. Налоговый риск включает:
― потерю выигрыша на налогах из-за того, что участники прекратили деятельность по формированию туристского продукта и он себя не оправдал;
―изменение налогового законодательства, например, увеличение налога на собственность или изменение плановой нормы амортизации перед тем, как запустить проект в эксплуатацию;
― решения налоговой службы, понижающие налоговые преимущества в результате осуществления проекта.
Инвесторам, как правило, удаётся частично защитить себя от налогового риска посредством соответствующих гарантий, включаемых в соглашения и контракт.
Риски могут быть классифицированы и по иным признакам. Так, например, выделяют риски чистые и спекулятивные, динамические и статические, абсолютные и относительные.
Чистые риски ― означают возможность получения убытков или нулевого результата. Обычно к ним относят инвестиционные риски.
Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риск прямых финансовых потерь.
Спекулятивные риски выражаются в вероятности получения как положительного, так и отрицательного результата. Финансовые риски, например, считаются спекулятивными рисками.