Абсолютный риск оценивается в денежных единицах (рублях, долларах); относительный риск ― в долях единицы или в процентах. Например, риск в предпринимательстве можно измерить абсолютной величиной ― суммой убытков и потерь и относительной величиной ― степенью риска, то есть мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или не достижения намеченного уровня прибыли, дохода, цены. Оба показателя необходимы и несут соответствующую информацию ― абсолютного и относительного риска.
Предпринимательский риск ― неспособность поддерживать уровень доходов на вложенный капитал. В России предпринимательский риск весьма высок и причины этого следующие: Необязательность, безответственность партнёров, негибкость и изменчивость законодательных актов, высокая инфляция и финансовая нестабильность, отсутствие персональной ответственности, зависимость предпринимателей от криминального мира, бюрократизация, неустойчивое налоговое законодательство.
Предпринимательский риск складывается под влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.
К наиболее важным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на продукты питания, топливо, энергоносителя, транспортные и другие услуги, так и на продукцию и услуги фирмы); изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин; изменения в отношениях собственности и аренды, в трудовом законодательстве и др. К внутренним факторам можно отнести и фактор отношения к риску. Не менее опасно для деятельности предприятия является влияние внутренних факторов, которые связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала. Так, по оценкам российский экспертов, 90% различных неудач малых фирм туристской индустрии связано с неопытностью руководства, его неумением адаптироваться к изменяющимся условиям, консерватизмом мышления, низкой квалификации, что ведёт к неэффективному управлению предприятием, к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке Люди различаются по своей готовности пойти на риск. Так, одним руководителям нравится рисковать, другие рисковать не хотят, а иные к риску безразличны. От поведения конкретных людей зависит и выбор рисковой стратегии в деятельности туристского предприятия. Руководитель туристской организации, который предпочитает стабильный доход, в предпринимательской деятельности выбирает стратегию, не расположенную к риску. При таком антирисковом поведении обычно имеет невысокий доход фирмы. Руководитель, нейтрально относящийся к риску, ориентируется на ожидаемый доход, невзирая на возможные убытки. Расположенные к риску руководители готовы рисковать, в надежде получить большую прибыль, то есть готовы бороться за минимизацию потерь с целью максимизации результата. С риском предпринимательские фирмы в индустрии туризма сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Видовое разнообразие рисков очень велико ― от пожаров и стихийных бедствий до межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний. Кроме этого, экономическое и политическое развитие современного мира порождает новые виды рисков, которые довольно трудно определить, оценить количественно.
Усиление компьютеризации и автоматизации производственно - хозяйственной деятельности туристских организаций приводит к возможности потерь в результате сбоя компьютерной системы и вычислительной техники.
Существуют определённые виды рисков, действию которых подвержены все без исключения туристские организации. Но наряду с общими есть специфические виды риска, характерны для определённых видов деятельности. Так банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние, в свою очередь, от рисков в туристской индустрии. С риском туристская фирма сталкивается на разных этапах своей деятельности и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределённость исхода ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, деятельность самой туристской фирмы, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности в туризме.
Недостаточность информации о партнёрах, особенно их деловом имидже и финансовом состоянии, также грозит туристской фирме возникновением риска. Недостаток информации о налогообложении в России или в стране зарубежного партнёра ― это источник потерь в результате взыскания штрафных санкций с туристской фирмы со стороны государственных органов. Источником потерь для предпринимателя может стать и недостаток информации о конкурентах.
С точки зрения длительности во времени риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени, например, валютный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки туристов, или риск неплатежа по конкретной сделке; политические неурядицы (забастовки, митинги, демонстрации, военные действия, терроризм). К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской туристской деятельности в данном географическом районе (возможность извержения вулкана, землетрясение, угроза затопления, цунами, снежные лавины) или в определённой отрасли экономики, например, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой.