Линейно-штабная организационная структура управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. В данном случае функциональные структуры подразделений находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей. Схема линейно-штабной структуры управления, ее достоинства и недостатки представлены в Приложении 6.
Производственные структуры управления определяются составом его производственных звеньев и формой их взаимосвязи при осуществлении производственных процессов. В зависимости от характера закрепляемых за подразделениями и службами заданий, различают следующие классические формы производственных структур управления, а именно: дивизиональная, функциональная, матричная, проектная.
Дивизиональная структура управления - совокупность самостоятельных подразделений, входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы. Схема данной структуры, ее достоинства и недостатки отражены в Приложении 7. Специфические задачи менеджмента при дивизиональной структуре управления состоят в следующем: обоснование критериев, выделение проектов и продуктовых групп; тщательный подбор руководителей подразделений; обеспечение единой инновационной политики во всех продуктовых группах; предотвращение внутри фирменной концепции между продуктовыми группами; предотвращение сепаратистского автономного развития продуктовых групп; приоритет линейных руководителей над специалистами.
Функциональная структура управления - структура, сформированная в соответствии с основными направлениями деятельности организации, где подразделения объединяются в блоки. Схема функциональной структуры, ее преимущества и недостатки представлена в Приложении 8. Данная схема используется для большинства средних и крупных предприятий или организаций. Под функциями в данном случае понимаются главные направления деятельности, в соответствии с которыми образуются блоки подразделений - производственный, управленческий, социальный.
Специфическими задачами менеджмента при функциональной структуре управления являются: сложность коммуникаций; тщательный подбор специалистов руководителей в функциональных подразделениях; выравнивание загрузки подразделений; обеспечение координации функциональных подразделений; разработка специальных мотивационных механизмов; предотвращение сепаратистского развития функциональных подразделений; приоритет специалистов над линейными руководителями.
Матричная организационная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. Создание матричной организационной структуры управления организацией считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрения технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка. Как видно из Приложения 9, в установившуюся линейную структуру вводятся особые штабные органы, которые координируют существенные горизонтальные связи по выполнению конкретной программы, сохраняя при этом вертикальные отношения, свойственные данной структуре. При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает не со специалистами, которые подчинены не непосредственно ему, а линейным руководителям, и в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Матричная структура управления также имеет свои преимущества и недостатки, указанные в Приложении 9.
Основными задачами менеджмента при матричной структуре управления являются: обеспечение единой инновационной политики во всех продуктовых группах; выделение состава функциональных служб и подразделений; тщательная подготовка положений об отделах и должностных инструкциях; разработка специальных мотивационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию; обеспечение централизованного управления по объектам.