1. Высокая комплексность, поскольку делается упор на специализацию работ.
2. Высокая централизация, поскольку делается акцент на полномочия и ответственность.
. Высокая степень формализации, поскольку функции выделяются в качестве основы управления.
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Однако им присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Прежде всего, бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы. Еще один недостаток структур бюрократического типа заключается в том, что функциональная специализация элементов структуры приводит к неравномерности их развития. В результате возникают противоречия между отдельными частями структуры, несогласованностью в их действиях и интересах, что замедляет прогресс в организации.
В отличие от бюрократического типа организационных структур, органический тип возник относительно недавно, и своим появлением обязан предпринимателям, которым была необходима более высокая степень гибкости и адаптивности к быстро изменяющимся условиям окружающей среды. Ведущим идеологом применения органической модели является Ренсис Ликерт. Данный тип структур управления направлен на достижение высоких уровней адаптивности и развития при ограниченном использовании правил и процедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации. Данная модель организации имеет следующие характеристики:
1. Она относительно проста, поскольку снижает значение специализации и расширяет диапазон работ.
2. Она относительно децентрализована, поскольку не делает упора на власти и увеличивает глубину работ.
. Она относительно неофициальна, поскольку делает упор на продукте и потребителе как основах управления.
Важнейшие различия органической структуры от бюрократической представлены в Приложении 3. Необходимо отметить, что органический тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития, и в «чистом» виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде. В ходе выполнения данной дипломной работы также рассмотрены конкретные виды организационных структур управления, относящихся к бюрократическому или органическому типу.
Организационные структуры управления. В настоящее время существуют следующие организационные структуры управления: линейная, многолинейная (функциональная), линейно-штабная.
Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Схематически линейная структура управления, а также ее преимущества и недостатки представлены в Приложении 4. Как видно из схемы, система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.
Многолинейная (функциональная) организационная структура управления организацией. Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. Как видно из Приложения 5, вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности организации. Данная структура имеет свои преимущества и недостатки, показанные в Приложении 5.