Для того чтобы достичь стоящие перед ней цели, организация (организация - согласно ст. 48 ГК РФ, наиболее широкое определение всех видов юридических лиц [1]) использует ресурсы - труд менеджеров и операторов, металлообрабатывающие станки и прокатные станы, сырые нефть и хлопок, металлическую руду и воду, денежные средства. При всем многообразии используемых ресурсов они традиционно подразделяются на три основные группы:
· натуральные, или природные;
· материальные;
· человеческие.
Управление ресурсами лежит в основе управления организацией. Управление людьми представляет собой компонент управления любой организацией, наряду с управлением природными и материальными ресурсами. Следует иметь в виду, что по своим характеристикам люди существенно отличаются от любых других используемых организацией ресурсов, а, следовательно, требуют особых методов управления. Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем:
· люди наделены интеллектом, их реакция на внешнее воздействие - эмоционально-осмысленная, а не механистическая, а, значит, процесс взаимодействия между организацией и сотрудником является двусторонним;
· люди способны к постоянному совершенствованию и развитию. В условиях современного научно-технического прогресса, когда технологии, а вместе с ними и профессиональные навыки устаревают в течение нескольких лет, способность сотрудников к постоянному совершенствованию и развитию представляет собой наиболее важный и долговременный источник повышения эффективности деятельности любой организации;
· трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30 - 50 лет, соответственно отношения человека и организации могут носить долговременный характер;
· в большинстве случаев люди приходят в организацию осознанно, с определенными целями и ожидают от организации предоставления возможности реализации этих целей. Удовлетворенность сотрудника взаимодействием с организацией является таким же необходимым условием продолжения этого взаимодействия, как и удовлетворенность организации.
Для процветания организации необходимо постоянное внимание к решению пяти ключевых задач:
1) выбрать (корректировать) сферу (ы) деятельности;
2) подобрать необходимых специалистов;
3) организовать их работу с максимальной эффективностью;
4) правильно определить цели организации;
5) выбрать эффективную программу развития персонала.
Исходя из вышеизложенного очевидно, что вопросы управления персоналом (в последнее время все чаще используют термины «управление человеческими ресурсами», «управление человеческими талантами») становятся все более актуальными. Управление трудовыми отношениями в организации должно быть поставлено таким образом, чтобы достичь всех запланированных целей. То есть организации нужен не просто персонал, а работники, способные достигать поставленных целей
Перечисленные обстоятельства определяют актуальность проведения исследования, посвященного разработке эффективной системы мотивации научно-технических работников открытого акционерного общества «Научно-исследовательский институт точной механики» (в дальнейшем - ОАО «НИИ ТМ»), занимающимся разработкой и производством сложных отказоустойчивых микропроцессорных систем управления для тяжелых условий эксплуатации.
Обобщая эти веские, по мнению автора, аргументы, следует подчеркнуть, что недостаточная теоретическая проработанность поднятой проблематики, насущная потребность практики в разработке современной системы мотивации научно-исследовательского предприятия, а также отсутствие единых подходов к поиску путей повышения ее эффективности, позволяют оценивать поднятые вопросы как теоретико-прикладную проблему, требующую научного изучения.
Цель выпускной дипломной работы
заключается в разработке эффективной системы мотивации научно-технических работников ОАО «НИИ ТМ».
Объектом
исследования является управленческая деятельность руководителей и менеджеров ОАО «НИИ ТМ».
Предмет
- особенности деятельности ОАО «НИИ ТМ», определяющие основные направления, виды, формы, методы разработки современной системы мотивации, а также пути повышения ее эффективности.
Основная гипотеза исследования:
Управленческая деятельность руководителей и менеджеров ОАО «НИИ ТМ» является специфическим и сложным видом профессиональной деятельности. Существует определенная совокупность последовательных и взаимодополняемых управленческих воздействий, организационных действий и операций, внешних и внутренних детерминант, предопределяющих технологическую оптимальность выполнения данной деятельности. Они не зависят от конкретных случаев и являются общими для специалистов, занимающихся разработками систем мотивации персонала.
Выделение основных направлений работы, ее видов, форм, а также факторов и условий их сочетаемости на основе анализа особенностей управленческой деятельности с человеческими ресурсами, ее отличия от других видов управления организацией позволяет выявить сформированные практикой алгоритмы этой деятельности, а их системно-структурное моделирование - разработать критерии отбора наиболее эффективных приемов и методов работы с персоналом.
Задачи дипломного исследования:
· теоретический анализ проблемы разработки современной системы мотивации на основе работ отечественных и зарубежных исследователей;
· определение методики разработки современной системы мотивации научно-технических работников ОАО «НИИ ТМ», а также исследования путей повышения ее эффективности;
· теоретическое обоснование и экспериментальная апробация алгоритмов управленческой деятельности, составляющих более эффективную систему мотивации научно-технических работников ОАО «НИИ ТМ»;
· внедрение в практику результатов исследования, выводов и рекомендаций, разработанных на их основе.
Теоретико-методологической основой
исследования являлись ведущие методологические принципы менеджмента и управления человеческими ресурсами (А.Маслоу, В.Веснин, А.Егоршин, С.Шекшня и др.), вероятностный характер моделей проблемных ситуаций в управленческих процессах, определяющих множественность подходов и множественность решений и т.д.
Теоретическое осмысление рассматриваемой проблемы и методическое обеспечение процесса ее исследования осуществлялось с использованием ведущих положений менеджмента, маркетинга, теории управления, психологии управления.
Методы исследования:
теоретический анализ, наблюдение, анализ официальных и личных документов, метод экспертных оценок, групповые и индивидуальные беседы, моделирование.
Эмпирической базой
дипломного исследования явились сотрудники и руководители ОАО «НИИ ТМ». На основе специально разработанных анкет проведено два различных опроса. Всего в исследовании приняло участие 215 человек.
Научная значимость
исследования определяется тем, что проблема повышения эффективности мотивации персонала многогранна, разнопланова, определяется целым перечнем актуальных вопросов, связанных с несовершенством законодательства, отсутствием опыта, насущной потребностью в преодолении психологических барьеров новациям и др., и ждущих своего научного осмысления и обоснования путей решения.
Теоретическая значимость
представленной работы заключается в разработке с учетом широкого спектра новых обстоятельств, с опорой на современные достижения отечественной и зарубежной теории управления и результаты эмпирической работы автора действенной системы мотивации персонала научно-исследовательского предприятия, а также перспективных путей повышения ее эффективности.
Практическая значимость
поднятой проблемы заключается в разработке современной системы мотивации персонала, условий и средств ее совершенствования.
Выпускная дипломная работа состоит из введения, 3 глав (8 параграфов), заключения, списка литературы, 4 приложений.
Теоретические аспекты управления мотивацией и стимулированием персонала