мотивация стимулирование оплата вознаграждение
В системе управления компанией система мотивации в идеале осуществляет воздействие на сотрудников для достижения главной цели компании и представляет собой совокупность методов стимулирования и вознаграждения сотрудников. Диагностика существующей в компании системы мотивации решает задачи определения ее действенности. Самым важным принципом анализа системы мотивации является объективность.
В результате диагностики необходимо определить, какие элементы системы мотивации существуют и эффективно работают, а какие отсутствуют или не работают.
О наличии системы мотивации и оплаты труда свидетельствуют следующие показатели:
· связь существующей системы оплаты труда со стратегией и целями компании;
· связь стратегии, целей и политики по управлению персоналом со стратегией компании;
· связь стратегии, целей и политики по вознаграждениям и льготам со стратегией по управлению персоналом;
· наличие описанной выше системы оплаты труда, пакета утвержденных нормативных документов;
· наличие описанного механизма операционного управления вознаграждениями и льготами;
· утвержденный бюджет на персонал и бюджет фонда оплаты труда (ФОТ);
· анализ расходов на персонал.
В результате диагностики необходимо определить, какие элементы системы мотивации существуют и эффективно работают, а какие отсутствуют или не работают. Кроме этого необходимо установить связи между элементами системы.
На рисунке 2.3 показаны процессы и взаимосвязь всех элементов системы.
Исследования удовлетворенности сотрудников ОАО «НИИ ТМ» существующей системой мотивации и оплаты труда проводились с помощью специальных опросников:
· анализ удовлетворенности условиями оплаты труда и мотивации;
· анализ существующей системы оплаты труда и мотивации;
· анализ мотивационной структуры персонала (анкета данного опроса приведена в Приложении 1).
Для данного исследования требуется вовлечение максимального количества сотрудников в процесс тестирования.
Технология проведения опроса:
· формирование собственного или адаптация существующего опросника;
· создание или выбор методики измерения результатов;
· разработка или адаптация ключей к анализу результатов;
· подготовка форм для заполнения;
· активная внутренняя PR-кампания по целям будущего исследования и технологии проведения;
· подготовка сотрудников отдела кадров к проведению исследования;
· заполнение форм сотрудниками, лучше в бумажной, а не электронной форме (анонимно) в специально отведенном месте;
· обработка результатов исследования;
· представление полных результатов руководству компании;
· обнародование результатов исследования.
Кроме исследования мотивационной структуры и опросника удовлетворенности персонала, в случае очевидности существенных изменений или разработки новой системы мотивации и оплаты труда для руководства и службы управления персоналом необходимо также получение данных исследования по готовности компании и сотрудников к изменениям. В том случае, если полученные данные говорят о неготовности компании к кардинальным изменениям, руководству необходимо спланировать изменение корпоративной культуры и ее ценностей, сформировать команду лидеров - агентов изменений, продумать поступательные шаги в сторону реорганизации без революционных преобразований. Это поможет сохранить персонал при переходе на новую систему. Анкета опроса «Готовность к изменениям приведена в Приложении 2.