Для проведения анализа уровня влияния неформальных групп на развитие ООО «Ромашка» используем метод анкетирования и наблюдения.
Анкетирование - вербально-коммуникативный метод >, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета .
Наблюдение - описательный исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта . Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Различают следующие виды наблюдения:
Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.
При исследовании в ООО «Ромашка» было применено несистематическое наблюдение в течение двух месяцев. Наблюдение сводилось фиксированию следующих типов поведенческих актов:
темперамент;
установку на род деятельности;
систему внутренних ценностей;
неформальную роль в группе.
Одновременно с наблюдением было применен метод анкетирования сотрудников. В результате анкетирования 16 человек из 24 указали, что в ООО «Ромашка» имеется неформальная группа. Фамилии лидеров такой группы не были указаны в анкетах. Поэтому о том, кто может быть лидером неформальной группы можно предположить на основе психологических характеристик сотрудников и наблюдения за сотрудниками.
Попытаемся определить таких лидеров. Необходимо начать с того, что в ООО «Ромашка» могут существовать две и более неформальных групп. А именно в отделе бухгалтерии, где лидером может быть главный бухгалтер; в отделе экспедирования, где могут существовать две неформальные группы, объединяющие людей по профессиональным признакам, а именно неформальная группа среди экспедиторов и неформальная группа, объединяющая механиков, слесарей и водителей. Также, необходимо отметить, что в ООО «Ромашка» имеется конфликтная ситуация между юрисконсультом и главным бухгалтером.
Итак, рассмотрим подробнее неформальные группы в исследуемой организации. В ООО «Ромашка» люди в основном неформально чаще общаются с теми же, с кем работают каждый день, так как у них много общего. Например, сотруднику из отдела бухгалтерии интересно общаться со своими коллегами. Им лучше понимать друг друга, так как разговаривают на едином профессиональном. Каждый из сотрудников работает в своем или в кабинете с коллегами по своему делу. Конечно же, сотрудники тесно общаются неформально (в столовой, на перерывах) и обсуждают свои проблемы и успехи, советуются, обсуждают заработную плату и многое другое. Со временем, многие коллеги стали хорошими друзьями, так как они помогают друг другу и работают для достижения единой цели.
Общение с директором у сотрудников среднего звена официально и неофициально всегда формальны. Поэтому стиль управления - директивный.
Из сотрудников, которые могут быть потенциальными лидерами в неформальных группах можно выделить: главного бухгалтера - Денисюк Анну Алексеевну, экспедитора - Галина Максима Юрьевича и механика -Голикова Дмитрия Викторовича
Неформальная группа сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов: размера, состава, психологического климата, сплоченности, статуса и функциональной роли ее членов.
. Размер группы. Оптимальная численность группы находится в диапазоне от 3 до 12 человек. При численности членов от 3 до 5 человек наиболее просто организовать коммуникации и общение внутри группы, однако персональная ответственность за принятие решений возрастает и члены группы выполняют, как правило, несколько ролей.
. Состав членов. Имеет немаловажное значение для эффективности работы группы и может быть рассмотрен с точки зрения пола, возраста, профессии, личностных качеств и интеллектуального уровня членов группы. Для решения многих социальных и производственных проблем предпочтительнее смешанные группы по полу, возрасту, профессии, так как они позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения, проанализировать больше альтернатив ее решения и выработать более качественные решения.
. Психологический климат. Он в значительной степени определяется личностью лидера, нормами поведения в группе и социальным контролем. Существует два наиболее важных состояния климата в группе: нормальный и конфликтный.