Современные психологи рассматривают психологическое время как составляющую внутреннего мира личности. Временные представления у человека реализуются в двух сферах: вербальной и образной. В образной сфере представление о собственном жизненном пути у личности существует в форме пространственно-временного образного континуума, в нем находят свое отражение почти все компоненты личностной организации времени: жизненная линия и временная перспектива, психологические травмы, бывшие в прошлом, и ожидания будущих побед или поражений [32, 33, 34] (временная линия в терминах НЛП). Структурированная линия будущего (последовательное представление образов будущего, часто на одной прямой) и наличие сцепления между образами говорят о развитии у человека целеволевых качеств, настойчивости. Расходящаяся линия будущего связана с дивергентным мышлением и прогнозирующим способом планирования. Образы восходящей линии будущего, поднимающейся вверх, часто свидетельствует о планировании индивидом социального успеха (сопровождающегося признанием в обществе).
Мы поставили пред собой цель - проанализировать эффективность управления школой после обучения руководителей и педагогов школы основам тайм-менеджмента, определить взаимосвязь временной компетентности с характеристиками внешней активности - в решении организационных и управленческих задач.
В соответствии с целями исследования администрации и педагогам Государственного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа №12 г. Гомеля» предлагалось принять участие в эксперименте по определению эффективности применения средств тайм-менеджмента в процессе управления школой. Программа эксперимента включила в себя использование адаптированной методики ТМ-диагностики, разработанной российским молодым ученым, специалистом в области применения тайм-менеджмента в управлении организациями, кандидатом экономических наук Г.А. Архангельским.
ТМ-диагностика позволяет оценить текущее состояние тайм-менеджмента в учреждении и измерить эффективность обучающих и внедренческих мероприятий. Методика ТМ-диагностики состоит в анкетировании руководителей и педагогов школы, статистической обработке результатов, построении ТМ-профиля, анализе профиля с целью выявления приоритетных направлений внедрения технологий тайм-менеджмента. Методика ТМ-аттестации позволяет провести аналогичные действия в отношении педагогов после прохождения ими цикла семинарских занятий по устранению провисов в ТМ-профиле. Приложение А - текст анкеты «Формальная (количественная) оценка по отдельным аспектам управления временем».
В организованном нами эксперименте приняли участие 30 респондентов: из них 6 представителей администрации, 10 руководителей методических объединений, 14 классных руководителей; все участники исследования были разделены на две группы - контрольную и экспериментальную.
Вводное диагностическое исследование участников эксперимента в учреждении было осуществлено с помощью адаптированной методики ТМ-диагностики, в основе которой лежит метод семантического дифференциала - особый способ построения закрытых альтернативных вопросов, в которых респондента просят оценить какие-либо качества, характеристики чего-либо. Вместо текстовых вариантов ответов о каждом из этих качеств респондент должен сделать одну отметку на каждой из предложенных ему шкал. Крайние левые точки этих шкал означают высшую положительную степень каждого качества; крайние правые - высшую отрицательную степень. Шкалы располагаются под вопросом в виде горизонтальных линий, в середине их пересекает общая вертикаль, точка пересечения ее с каждой шкалой означает среднюю степень соответствующего качества, признака. Так, с помощью анкетирования администрации и педагогов школы было выяснено состояние тайм-менеджмента в учреждении по десяти основным критериям, построенным на основе рефлексивного контура: