В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9004-2001 предлагаются следующие мероприятия по внедрению системы качества на предприятии:
Этап 1. Организация разработки и внедрения процессного подхода.
. Организация работ, идентификация процессов, распределение ответственности
.1 Проведение семинара для руководителей высшего и среднего звена "Управление качеством. Системы менеджмента качества. Стандарты ИСО серии 9000";
.2 Предварительный аудит существующей системы управления. Аудит существующей системы управления на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000.
.3 Разработка предложений по организации внедрения системы менеджмента качества.
.4 Идентификация процессов и распределение ответственности:
.4.1 Разработка перечня процессов (с учетом политики и целей компании в области качества);
.4.2 Разработка матрицы ответственности за процессы;
.4.3 Формирование календарного плана работ по разработке и внедрению системы менеджмента качества;
.4.4 Формирование команды по разработке и внедрению процессного подхода к управлению компанией
Описание процессов и механизма управления процессами
.1 Описание процессов
.1.1 Детальное описание процессов.
.1.2 Описание окружения процессов (входные, выходные данные, поставщики и потребители процессов).
.1.3 Построение сети процессов компании.
.2 Разработка процессных регламентов (при необходимости).
.3 Разработка целей и показателей результативности для процессов.
Внедрение процессного подхода
.1 Организация измерения и мониторинга результативности процессов
.2 Организация анализа и постоянного улучшения процессов
.3 Анализ организационно-распорядительной документации и разработка предложений по оптимизации организационной структуры
Этап 2. "Разработка и внедрение обязательных документированных процедур"
2.1 Планирование работ.
.2 Распределение ответственности за разработку и участие в разработке обязательных документированных процедур.
.3 Консультирование при разработке обязательных документированных процедур.
.3.1 Управление документацией
.3.2 Управление записями
.3.3 Управление несоответствующей продукцией
.3.4 Внутренний аудит системы менеджмента качества
.3.5 Корректирующие действия
.3 6 Предупреждающие действия
.3.7 Разработка Руководства по качеству
6. Предварительная оценка эффективности от внедрения системы качества
Анализ затрат на качество можно рассматривать как экономическую оценку эффективности системы, а результаты такого анализа берутся за основу при принятии решения по совершенствованию программ обеспечения качества. Информация о расходах должна быть в центре постоянного внимания руководства фирмы как для контроля, так и для увязки этих затрат с другими статьями расходов организации. Затраты на качество должны рассматриваться как основа установления размера вложений в систему обеспечения качества. Снижение расходов на качество - одна из главных целей системного управления качеством.