В этом аспекте американский ученый Акофф Рассел подчеркивает: "Мы должны стремиться отходить от привычных концепций и учиться смотреть на мир по-новому. Только в этом случае возможны творческий рост личности и совершенствование самого процесса познания". Речь идет о широком внедрении инновационной концепции обучения и рыночной стратегии управления высшим учебным заведением, ориентированных на научно-технический прогресс и формирование финансовой политики, обеспечивающей науку и образование средствами для их динамичного развития. Новые принципы управления высшим учебным заведением должны отражать изменения, происходящие в экономике, науке и технологиях, шире внедряться как в сферу образования, так и в сферу производства. Рыночные отношения и новые информационные технологии необходимо соединять с теорией управления и методологией принятия решения.
Схематически управление вузом можно представить в качестве взаимодействующих функций управления, рисунок 2.1.
Рисунок 2.1 - Взаимодействие функций управления
В процессе управленческой деятельности руководство осуществляет большое количество разнообразных управленческих работ. Объединив работы по определенным критериям, выделяют функции управления такие как: планирование, организация, мотивация, контроль, анализ, регулирование. Выделение данной классификации работ позволяет систематизировать управленческую деятельность, тем самым упорядочить процесс управления и закрепить отдельные виды работ за конкретными исполнителями, что позволит обеспечить высокий профессионализм выполнения работ. [5]
Функция планирования определяет начало управленческой деятельности, основанной на рассмотрении прошлого, анализе настоящего и постановке задач на будущее. Планирование - это один из способов с помощью которого руководство определяет цели вуза и наилучшие пути достижения этих целей. При этом определяются направления, пути, средства и мероприятия по реализации целей деятельности. Принимаются конкретные, адресные, плановые решения, касающиеся как отдельных исполнителей так и целых подразделений.
Функция организации определяет организацию управления системой и организацию работ по реализации каждой функции управления. Иными словами, эта функция отражает структуру управляемой и управляющей систем, которые обеспечивают процесс производства (получение высшего образования студентами) и целенаправленное воздействие на коллектив людей, реализующих этот процесс.
Функция мотивации представляет собой самый мощный и единственно возможный инструмент руководства, позволяющий обеспечить соответствие качеству поставленных задач, путем создания, побуждающего воздействия на исполнителя конкретной задачи.
Функция контроля организовывает наблюдение за соответствием полученных результатов на определенном периоде и планируемых объемах запланированных работ.
Функция анализа характеризует полученные результаты и исследует причинно-следственные связи с целью внесения необходимых изменений работы системы.
Функция регулирования вносит поправки в выявленные проблемные участки с целью отладки работы системы и повышения ее производительности.
В этой связи инновационный аспект в совершенствовании организационных основ функционирования предполагает:
- формирование эффективных механизмов трансляции социального заказа системе образования, расширение участия общества в ее управлении;
- четкое разграничение основных прав и обязанностей органов управления образованием государственного и местного уровней;
- расширение реальной академической и финансовой автономии учебных заведений.
Основными направлениями совершенствования образования в Республике Беларусь являются:
- обновление содержания образования, повышение его качества;
- формирование и реализация нового экономического механизма управления системой образования;
- обеспечение для граждан доступности образования всех уровней и ступеней;
- расширение нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию основных прав и обязанностей субъектов образовательного процесса;
- улучшение системы управления образованием.
Первоочередное значение в развитии инновационного образования имеет его содержание, гуманистические и творческие компоненты общества. Содержание образования определяется потребностями личности и государства; уровнем развития науки, техники и культуры, основными тенденциями развития современного общества. Инновационное образование должно обеспечить формирование у студентов способности гибко адаптироваться к меняющимся жизненным условиям и ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике, критически мыслить, грамотно работать с информацией, брать на себя ответственность за принимаемые решения, обладать необходимым уровнем социально-психологической компетентности, эффективно взаимодействовать и общаться с другими людьми. Усиление практической направленности обучения требует серьезного пересмотра имеющихся учебных средств, форм взаимодействия преподавателя со студентом, способов формирования и контроля знаний и умений. Повышение качества образования требует перехода на новые технологии обучения.