- инновации в технологии обучения;
- охват научными исследованиями всего профессорско-преподавательского состава.
По международным стандартам инновация определяется как конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным; и образовательным услугам. По признаку содержания выделяют инновация:
- технические,
- маркетинговые.
- экономические,
- финансовые,
- производственные,
- управленческие и др.
Выделяются такие признаки инноваций, как их масштаб (глобальные и локальные), параметры жизненного цикла, закономерности процесса внедрения.
Инновация является единичным проявлением научно-технического прогресса и научно-исследовательских разработок, представляющих единое взаимообусловленное развитие научных исследований и науки (инновационного потенциалах техники и технологии). Ее можно рассматривать как процесс реализации новой идее к любой сфере жизни и деятельности человека, способствующий удовлетворению потребности покупателя на рынке и приносящий прибыль. Обоснована концепция организационно-экономической стратегии управления инновациями в системе высшего образования, определяющая концентрацию финансовых ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности в вузах.
Инновации в вузе представляют собой новые образовательные услуги или технологии обучения, которые можно охарактеризовать такими признаками, как:
- сфера внедрения новшеств в учебный процесс;
- механизм и схема функционирования инноваций.
Инновационный процесс включает три стадии:
- новшества или новые знания, как правило, не обладают стоимостью;
- нововведение - новшество, трансформированное в объект интеллектуальной собственности и имеющее потребительскую стоимость;
- инновация - научно-исследовательская разработка или образовательная услуга, обладающая потребительской стоимостью за счет использования нововведения.
Организационно-экономическая модель стратегия управления инновациями в вузе базируется на системной оценке мировых тенденций инновационной деятельности, характеризующихся длительностью инвестиционного цикла нововведения, концентрацией ресурсов, высоким риском потерь вкладываемых средств, привлечением высококвалифицированных специалистов. Более глубокому исследованию сформированной модели стратегии управления инновациями в вузе посвящена разработка маркетинговой и финансово инновациями в системе высшего образования адаптированных к условиям Республики Беларусь.
Кризисные явления в экономике Республики Беларусь оказали негативное влияние на систему образования. В условиях сложившейся ситуации объективной потребностью и закономерной реакцией образовательной системы в Республике Беларусь является разработка и внедрение в образовательный процесс различного рода инноваций, имеющих целью оптимизировать систему образования по таким направлениям:
- организационные инновации, включающие преобразование образовательной системы, предполагающее свободу в выборе места обучения и академическую мобильность студента;
- инновации в технологии обучения, связанные с внедрением современной техники в учебный процесс и разработка соответствующих образовательных технологий и методического обеспечения;
- научные исследования в вузах, которые являются составной частью научного потенциала государства.
Важным фактором перевода образовательной системы Республики Беларусь в ее новое качество является совершенствование системы управления.
Эффективная деятельность вуза во многом зависит от. правильно выбранной стратегии управления. Оценка ее качества состоит в установлении потребительских свойств выработанной стратегии руководства и состава ее компонентов как одного из эффективных видов управленческих решений, а также в формировании и использовании научно обоснованных и гибких методов регулирования обучения, обеспечивающих подготовку специалистов мирового уровня.
В свете широко развивающихся рыночных отношений следует переосмыслить принципы управления с точки зрения адаптации их к возможностям науки совершенствования и роста экономики за счет формирования эффективной финансовой стратегии. Для успешного решения практических задач экономических методов управления в сфере науки, образования и производства требуются соответствующим образом квалифицированные специалисты знающие законы рынка и умеющие реализовать эффективную стратегию управления. Задача состоит в том, чтобы у каждого работника управления сформировать научное и цивилизованное экономическое мышление, способствующее реализации организационно-технических проектов.