Образование представляет собой процесс передачи знаний на уровне человеческой популяции и их накопления на уровне отдельно взятой человеческой личности, отражающий исторически сложившиеся социальные противоречия в развитии цивилизации. Эффективная деятельность человека в настоящее время требует от каждого его участника большого объема профессиональных знаний. У стран мирового сообщества, в том числе и Беларуси, нет альтернативы профессиональному образованию. К концу XX века сложились объективные условия для формирования мировой системы образования на базе компьютеров и Internet.
Расширение образования представляет собой глобальную закономерность общественного развития, выражающую процесс субъективной потребности человека в получении знаний и объективной потребности общества в их накоплении и использовании. Образование может рассматриваться не только как необходимое и достаточное условие жизнедеятельности общества, но и как определяющее условие в наращивании экономического потенциала страны.
Прогресс современного общества основывается на использовании интеллектуальных человеческих ресурсов. Их ценность постоянно растет, так как работа в условиях современных высоких технологий требует определенных профессиональных знаний. Динамичное развитие образования направлено на создание инновационной системы обучения, обусловленное потребностями общества в разнообразных специалистах.
Совокупность науки, техники и культуры рассматривается как основа инновационной системы образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов, способных создать в Республики Беларусь высокоэффективную развитую экономику на принципиально новой технологической базе как ключевое средство воспитания высоконравственной, интеллектуально и физически развитой личности.
Концепция стратегии управления инновациями в образовании Республики Беларусь нацелена на формирование творческой личности, способной добиться экономического и социального прогресса общества. Инновационное образование связывается с улучшением его качества и повышением роли образования в воспитании молодого поколения. Разработка и внедрение в образовательный процесс вузов различного рода инноваций имеет своей основной целью оптимизировать качество работы образовательной системы Республики Беларусь в целом.
Объективной потребностью и закономерной реакцией на сложившуюся ситуацию в высшем образовании Республики Беларусь является разработка и внедрение в образовательный процесс инноваций, имеющих целью оптимизировать качество работы всей системы образования. Задача заключается в повышении качества подготовки специалистов, отвечающих требованиям мирового рынка интеллектуальной собственности.
Под инновацией, как существенном элементе развития высшего образования понимается актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие. Инновационная деятельность в вузах включает целенаправленное преобразование содержания и организационно-технологического процесса обучения, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности вузов и их выпускников, обеспечение всестороннего личного и профессионального развития студентов.
Таким образом, инновационная деятельность в вузах преобразует характер поэтапного совершенствования учебного процесса в отношении таких его параметров, как целевая ориентация, характер и содержание взаимодействия преподавателя и студента. Основными показателями инновационной системы образования могут выступать следующие характеристики:
- новые знания;
- новые умения;
- навыки студентов;
- повышения уровня личностного развития студентов;
- отсутствие отрицательных эффектов и последствий (перегрузки, утомления, ухудшения здоровья, дефицит учебной мотивации и пр.);
- повышение профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава и его отношения к работе;
- рост престижа вуза в социуме, выражающийся в увеличении количества студентов и преподавателей.
Первостепенное значение имеет способность образовательной системы оперативно и гибко реагировать на запросы общества, учитывая основные приоритеты его развития. Реализация данной задачи не может быть достигнута только на основе внедрения новых технических средств и новых технологий. Радикальные изменения должны касаться и других (помимо технологических) подсистем:
- организационно-правовой;
- экономической;
- психолого-педагогической.
Переход на инновационную систему образования должен осуществляться по трем направлениям:
- организационные инновации - введение новшеств в структуру и методы управления вузом;