Таблица 1.2 Достоинства и недостатки набора персонала за счет внутренних и внешних источников
Достоинства |
Недостатки |
Привлечение за счет внутренних источников | |
знание производства, его особенностей |
уменьшается возможность выбора |
знание сотрудников, их возможностей и проблем |
высокие расходы на повышение квалификации |
появляется возможность продвижения у других сотрудников, освобождаются начальные места для молодежи |
возможна "производственная слепота", т.е. не видны недостатки собственных кандидатов |
быстрое замещение должности и незначительные расходы при наборе |
напряженность среди сотрудников, борьба за выдвижение (нездоровая конкуренция за рабочее место) |
возникает сплоченный климат в коллективе |
психологическое отторжение выдвиженца коллективом |
замещение мест и повышение в должности только "ради мира и спокойствия" | |
Привлечение за счет внешних источников | |
большая возможность выбора |
большие расходы при наборе |
новые импульсы для предприятия за счет знания кандидатом другого предприятия |
нет знания производства, необходимы время и расходы на адаптацию |
высокая квота при приеме со стороны способствует текучести кадров |
Пути покрытия потребности в персонале будут разными в зависимости от того, за счет внешних или внутренних источников происходит это покрытие. Пути покрытия потребностей за счет внешних источников можно разделить на активные и пассивные.
Рисунок 1.3. Источники и пути покрытия потребности в персонале
К активным путями относятся:
А1 - набор персонала непосредственно в учебных заведениях путем заключения двусторонних соглашений как с самими учебными заведениями, так и с учащимися;
А2 - предоставление заявок по имеющимся вакансиям в центры занятости;
А3 - использование услуг фирм, специализирующихся на поиске и отборе персонала;
А4 - вербовка персонала через своих сотрудников из их семейного и личного окружения.
Пассивными путями покрытия потребности в персонале является проведение рекламных кампаний:
П1 - через средства массовой информации и специализированные издания;
П2 - путем вывешивания объявлений в местах наиболее вероятного появления возможных кандидатов.
Эффективность названных путей привлечения персонала определяется ситуацией на рынке труда и возможными финансовыми затратами на привлечение персонала. Соотношение между ними представлено в таблице 1.3.
Таблица 1.3 Эффективность путей привлечения персонала
Затраты на привлечение персонала |
Ситуация на рынке труда |
Пути привлечения персонала |
Низкие |
Благоприятная |
П2 |
Низкие |
Уравновешенная |
П2, А2, А4 |
Низкие |
Напряженная |
А4 |
Высокие |
Благоприятная |
П1 |
Высокие |
Уравновешенная |
П1, А3, А4 |
Высокие |
Напряженная |
П1, А1, А3 |
Путями покрытия потребности в персонале за счет собственных (внутренних) источников являются:
перемещение сотрудников из одного подразделения в другое;
перемещение сотрудников на более высокие иерархические уровни;
формирование новой организационно-функциональной роли сотрудника на прежнем рабочем месте.