В современной теории и практике управления персоналом сформировались два подхода к понятию маркетинга персонала.
Согласно первому - маркетинг персонала - это определенная философия отношения к собственному персоналу (как существующему, так и будущему) со стороны предприятия. При этом каждый работник рассматривается как клиент предприятия, сотрудничая с которым предприятие может разрешить некоторые свои проблемы, а работник получает возможность удовлетворить собственные потребности и интересы.
Согласно второму подходу - маркетинг персонала - это практическая деятельность (функция) служб управления персоналом предприятия по оперативному покрытию потребностей в персонале на основе имеющейся информации о состоянии персонала предприятия и рынка труда.
Эти два подхода не противоречат, а дополняют друг друга. При этом первый служит методологической основой другого.
Таким образом, маркетинг персонала в организации предназначен для привлечения работника, который своим трудом способен создавать потребительскую стоимость, обладающую большей меновой стоимостью, чем его рабочая сила. При этом работник оценивается по характеристикам четырех типов:
профессионально-квалификационным, обусловленным содержанием и уровнем его знаний, умений и навыков;
физическим, обусловленным его здоровьем и определяющим его работоспособность;
психомотивационным, обусловленным его психофизиологическими особенностями и определяющих наиболее благоприятный для данного работника мотивационный механизм его профессиональной деятельности;
специфическим, отражающим конкретные желания и предпочтения работодателя в отношении работника.
Маркетинговую деятельность в области персонала можно рассматривать как последовательность взаимосвязанных этапов (см. рис. 1.1) основными из которых являются:
поиск и выбор источников информации для маркетинговой деятельности;
анализ внешних и внутренних (по отношению к предприятию) факторов, которые влияют на обеспеченность потребности в персонале и определяют направления маркетинговой деятельности;
разработка маркетинговых мероприятий в области персонала (формирование планов маркетинга персонала);
реализация намеченных мероприятий.
Рис. 1.1. Процесс маркетинга персонала
Базой для разработки маркетинговых мероприятий в области персонала является информация о внешних и внутренних факторах, влияющих на обеспеченность потребности предприятия в персонале. При этом под внешними факторами понимаются условия, которые предприятие не в состоянии изменить, но которые оно вынуждено учитывать в своей деятельности (см. рис. 1.2).
Основные внешние факторы маркетинга персонала перечислены ниже.
. Ситуация на рынке труда, которая определяется общеэкономическими и демографическими процессами в том регионе, где находится предприятие.
Основными маркетинговыми характеристиками рынка труда являются:
спрос на персонал;
предложения в области персонала (количественно-качественная структура свободного персонала)
. Развитие знаний общества о продуктах труда, их дизайне и технологии изготовления, что определяет направления изменений характера и содержания труда. Это, в свою очередь, формирует требования к специальностям и квалификации работников, процедурам их обучения.
. Преобладающие потребности населения в том регионе, где работает предприятие. Это является следствием благосостояния общества и доминирующих там социальных отношений, что позволяет определить мотивационные механизмы управления потенциальными сотрудниками.
. Существующее законодательство в области трудовых отношений и его возможные изменения.
. Политика, проводимая в отношении персонала на предприятиях, где требуются специалисты того же профиля, что и на данном предприятии. Знание этих особенностей способно помочь в выработке более грамотной политики по привлечению на предприятие необходимых кадров.
Рисунок 1.2. Факторы, влияющие на маркетинг персонала
Основными источниками информации о существующем и будущем рынке труда являются:
аналитические материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости;
информационные сообщения центров занятости;
специализированные издания, посвященные вопросам управления персоналом и занятости населения;
рекламные материалы других предприятий и организаций, особенно организаций-конкурентов;
проведение совместных мероприятий с учебными заведениями;
учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях и различных центрах обучения.
Под внутренними факторами понимаются такие, которые предприятие в значительной мере может контролировать и на которые может оказывать воздействие. Наиболее важными из них являются следующие.
. Миссия организации и ее стратегические цели, которые можно рассматривать как ориентиры при выработке политики в отношении персонала.