Все, что случается в семье, очень быстро сказывается на самочувствии работников, которые обычно стремятся взять хотя бы день отпуска на решение домашних проблем. Так как внешние факторы находятся за пределами прямого контроля менеджера, то он должен быть очень опытным и внимательным, чтобы по возможности избавиться от их влияния.
Одним из путей предотвращения или уменьшения отрицательного воздействия внешних факторов на работника является проведение с ним беседы в доброжелательной манере. Будучи хорошим слушателем менеджер может постепенно выяснить причину случившегося и затем оказать ему помощь.
Например, работник испытывает определенные финансовые затруднения и постоянно думает о том, как их преодолеть. Состояние депрессии не позволяет ему успешно справляться с производственными заданиями. Заботливое и участливое отношение менеджера к работнику будет способствовать тому, что суть проблемы станет ясна руководителю. В конечном итоге менеджер сможет оказать помощь работнику, если он ее примет.
Иногда проблемы, возникшие у работника, могут быть весьма деликатны, и менеджер в подобных ситуациях должен четко представлять пределы проникновения в суть вопроса. Возможно, что настойчивое его стремление вникнуть в личные проблемы может оказаться крайне нежелательным. Это надо четко представлять, чтобы не усугубить моральное состояние работника.
Внутренними факторами, влияющими на морально-психологическое состояние работника, являются следующие - это оплата, безопасность, условия труда, признание заслуг и т.п. Почти все из них частично или полностью подконтрольны менеджеру.
Но даже при хорошей зарплате моральный настрой работника может резко снизиться, если вдруг новые условия труда окажутся крайне неблагоприятными для него. Особенно тяжело работник будет воспринимать подобное положение, если несмотря на его неоднократные обращения к менеджеру на необходимость улучшения условий труда, тот ничего не предпринимает.
И, наоборот, если работник видит, что менеджер делает все возможное для устранения неблагоприятных условий труда, то он даже в самых тяжелых условиях будет работать старательно, используя свои знания и опыт.
Общепризнанно, что благодаря ежедневному общению, менеджер оказывает огромное влияние на социально-психологическое состояние работника. Если в его манерах и поведении сквозит подозрение и недоверие к мотивам и действиям работников, то невысокий уровень социально-психологического состояния будет налицо. Если менеджер расстроен и находится в состояние депрессии, с работниками произойдет то же самое.
На крупных предприятиях, фирмах в различных странах с рыночной экономикой и в некоторых отечественных организациях создаются социологические службы, а также комнаты психологической разгрузки, где по специальным методикам социологи и психологи могут оказать помощь, дать рекомендации по проблемам преодоления алкоголизма, наркомании, общения с коллегами, возникновения конфликтов в семье, на работе, депрессии различного рода и т.п.
Подобные службы не издают приказов, но их нейтральное положение в организации дает возможность объективно судить о событиях и процессах в подразделениях. В случае необходимости их специалисты могут побеседовать с менеджерами и дать профессионально рассчитанные и выверенные рекомендации и советы по особенностям общения с подчиненными. Эти службы могут существенным образом сокращать масштабы конфликтов или гасить их полностью.