Состояние компании зависит от того, насколько успешно она способна реагировать на различные воздействия извне. Анализируя внешнюю ситуацию, необходимо выделять наиболее существенные на конкретный период времени факторы. Взаимосвязанное рассмотрение этих факторов с возможностями компании позволяет решать возникающие проблемы.
При решении разного уровня задач необходимо также четко представлять, поддаются ли критические факторы контролю со стороны компании. Являются ли они внутренними или внешними, поддающимися изменениям усилиями компании или это внешние события, на которые компания влиять не в состоянии. Одним из самых распространенных методов, оценивающих в комплексе внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие компании можно назвать SWOT анализ (СВОТ анализ).
SWOT анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании.
В таблице приводятся категории, наиболее часто включаемые в SWOT-анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью (при анализе внутренней составляющей), а также, соответственно, как возможностью, так и угрозой (при анализе внешней составляющей).
Табл.№16 Показатели, необходимые для проведения SWOT-анализа.
Показатели внешней среды |
Показатели непосредственного окружения |
Показатели внутренней среды компании |
- Экономические факторы - величины ВНП, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. - Политические факторы - ясное представление о намерении органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику - Рыночные факторы - многочисленные факторы, которые могут оказать непосредственное воздействие на успехи и провалы организации - Технологические факторы - возможности, которые наука открывает для производства новой продукции - Международные факторы - угрозы и возможности могут возникнуть в результате легкости доступа к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей (например, ОПЕК), изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков - Правовые факторы - изучение законов и других нормативных актов, действенность правовой системы - Социальные факторы - отношение людей к работе и качеству жизни, обычаи и верования, демографическая структура, разделение ценностей, рост населения, уровень образования и т.д. |
- Покупатели - географическое положение, демографические характеристики, социально-психологические характеристики, отношение покупателей к продукту - Поставщики - стоимость поставляемого товара, гарантия качества, временной график поставок, пунктуальность и обязательность выполнения условий поставщиком - Конкуренты - выявление слабых и сильных сторон - Рынок рабочей силы |
- Кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы - Организация управления - Производство, включая организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки - Финансы фирмы -Маркетинг - Организационная культура |
Первый этап заключается в том, что на основании маркетингового аудита и проведенного опроса клиента, необходимо проанализировать сильные и слабые стороны компании, выделить наиболее важные параметры анализа, а так же разнести их по пунктам.
Табл. №17 Стандартная матрица базового SWOT анализа
Сильные стороны |
Все возможности |
1. Существование компании - боле 12 лет на Российском рынке 2. Ориентирование на высокое качество выпускаемой продукции 3. Известность торговой марки компании владельцам розничных торговых точек 4. Разработанная система обучения новых сотрудников 5 Налаженные партнерские отношения с поставщиками, предоставляющими товар на разумных кредитных условиях. 6. Руководитель подразделения, осуществляющий необходимый уровень контроля 7. Более чем достаточное финансирование маркетинга, включая рекламу 8. Широкий ассортимент и количество товаров высокой категории 9. Способность выбирать направление капиталовлажений |
1. Стабилизация экономической ситуации за последние год повлекла за собой увеличение уровня жизни населения, что подняло спрос и увеличило прибыль предприятия 2. Ненасыщенный российский рынок представляет практически неограниченные возможности для роста 3. Процесс «омоложения» владельцев розничного бизнеса. 4.Тенденция отрасли к укрупнению размеров магазинов и вытеснению мелких торговых точек. |
Слабые стороны |
Угрозы |
1. Низкий уровень подержания баз данных компании, отсутствие их анализа. 2. Недостаток внутрифирменных коммуникаций, отсутствие регулярного информирования сотрудников о результатах их труда, слабая обратная связь. 3. Политика стимулирования продаж и продвижения товара не отвечает целям компании и условиям рынка 4. Продукт имеет малый срок хранения |
1. Высокая подверженность влиянию изменения законодательства и регулятивных мер. 2. Изменение таможенных процедур и пошлин. 3. Некоторые конкурирующие компании используют неофициальные каналы ввоза товара, что снижает конкурентоспособность цен компании. 4. Низкие барьеры входа новых компаний на рынок, увеличиваются конкуренты 5. На рынке набирает популярность товары крупных конкурентов. 6. Постоянное увеличение арендной платы может снизить прибыльность магазинов 7. Влияние поставщиков на сроки производства продукции |