Анализ опыта работы представительной власти позволяет конкретизировать постановку задачи в виде заказа на обучение депутатов. Отвечая на вопрос: чему учить депутатов, можно указать на предметность, которая актуальна сегодня. Эта предметность относится к освоению техники, формирующей умение работать с рамочными документами (законами), которое позволяет создавать и нормативно закреплять процедуры их исполнения.
Важным моментом является и то, что представители от народа - депутаты - обязаны в своей деятельности опираться на знание специфики места. Специфику места определяют уклад и традиции, сложившиеся на каждой конкретной территории. Депутатский корпус должен быть обеспечен знанием в области обозначенного предмета ведения (“вопросы местного значения”), то есть его конструктивных возможностей с последующем закреплением их в виде нормативных документов. Использование этих знаний - залог продуктивного диалога между депутатами и населением, который в свою очередь, обеспечивает становление правовой культуры представительной власти.
Обучающие программы для депутатов должны отбираться на конкурсной основе, что будет способствовать повышению их качества. Не должно быть барьеров, ограничивающих доступ участников образовательного рынка к профессиональной подготовке депутатов. В то же время для соблюдения требуемого уровня предоставления образовательных услуг необходимо разработать, апробировать и закрепить в нормативных правовых актах стандарты учебных программ, разработать и внедрить систему контроля их качества. Учебные программы должны быть разработаны с учетом потребностей органа местного самоуправления, условий и отраслевой специфики района.
Достичь цели реального значительного повышения уровня профессиональных знаний депутатского корпуса возможно только через организацию целостной системы обучения, состоящей из нескольких стадий. Предполагаемые контуры этой системы могли бы выглядеть следующим образом.
Первая стадия должна включать общий курс для впервые избранных в представительный орган депутатов и состоять из предметов, абсолютно необходимых всем им. Сюда относятся такие области знаний, как конституционное право, основы экономики, политологии, этики.
Особое внимание должно быть уделено необходимому для всех, с точки зрения совершенствования законодательного процесса, освоению процедур подготовки и принятия правовых актов, методике подготовки и оформления проектов законов и иных нормативных актов, составлению ежегодных и перспективных программ законотворчества, разъяснению и толкованию актов и их норм (легальному, доктринальному).
Серьезное внимание следует уделить и таким вопросам, как определение предмета законодательного регулирования, виды законов, разработка концепции закона, способы изложения норм, юридическая техника, язык закона. Должны знать критерии «приоритетности» законов, хорошо ориентироваться в процессе формирования законодательной системы государства, в том числе в вопросах согласованности и преодоления противоречий федеральных законов и законов субъектов, способах их реализации; изучить нормативно-правовые системы Федерации и ее субъектов, типологию правовых актов, знать проблемы формирования и развития отдельных отраслей законодательства. Полезным представляется также ознакомление с опытом развития законодательства в других странах.