7. Социально-демографические факторы (
следует учесть численность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает ваше предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)
8. Социально-культурные факторы (
обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
9. Природные и экологические факторы (
принимается в расчет климатическая зона, в которой работает ваше предприятие, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)
10. международные факторы (
среди них учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.)
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся развития бизнеса:
. Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
2. Какие слабые стороны предприятия могут помешать?
. За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
. Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?
Для сопоставления возможностей предприятия и условий рынка применяется немного видоизмененная матрица SWOT-анализа (таблица 8)
Таблица 8 Матрица SWOT-анализа
ВОЗМОЖНОСТИ 1. Появление новой розничной сети 2. и т.д. |
УГРОЗЫ 1. Появление крупного конкурента 2. и т.д. | |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 1. Высокое качество продукции 2. 3. и т.д. |
1. Как воспользоваться возможностями: Попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции |
2. За счет чего можно снизить угрозы: Удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 1. Высокая себестоимость продукции 2. 3. и т.д. |
3. Что может помешать воспользоваться возможностями: Новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов |
4. Самые большие опасности для фирмы: Появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам |
Большая часть необходимой для проведения SWOT-анализа информации достигается рассмотренными нами ранее инструментами. Информацию о рынке (возможностях и угрозах) получить несколько сложнее. Обычно для этой цели используют ряд источников:
. результаты маркетинговых исследований, обзоры рынка, доступные в прессе;
2. отчеты государственных органов и официальные статистические сборники (информация о численности населения, уровне смертности и рождаемости, половозрастной структуре населения и другие полезные данные);
. заказ маркетингового исследования у специализированной компании.
Разработка программы повышения конкурентоспособности предприятия