Одним из эффективных подходов разработки стратегий выступает SWOT - анализ, на основе которого обеспечивается разработка общего направления (правил, принципов выбора) стратегии. Метод SWOT анализа <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7> заключается в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы). По своей сути SWOT-анализ служит отправной точкой для изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться.
В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы, изображенной табл.5, т. н. "матрицы SWOT-анализа". В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны
предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны
предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что вам пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит вас в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности
- это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства вашей продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать ваше предприятие.
Рыночные угрозы
- события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости
Чтобы грамотно провести SWOT-анализ, необходимо соблюдать следующие правила:
- Тщательное определение сферы каждого SWOT-анализа.
- Понимание различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны - это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.
- Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Это правило непосредственно связано с предыдущим и является, по сути, его уточнением.
- Объективность и использование разносторонней входной информации. SWOT-анализ должен, в как можно большей степени, основываться на объективных фактах и данных исследований.
- Избежание пространных и двусмысленных заявлений. Чем точнее формулировки, тем полезнее анализ.
Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей.
. Выявление изменений структуры потребительских предпочтений (открывающихся на рынке возможностей).
. Оценка предполагаемых действий конкурентов по использованию этих возможностей (угроз).
. Определение целей и стратегии фирмы по реагированию на появляющиеся возможности и угрозы.
. Изучение сильных и слабых сторон конкурентов по наиболее важным аспектам хозяйственной деятельности (организация производства, управление, реализация продукции и др.) на основе собранной информации и сравнение соответствующих показателей с показателями своей компании.
. Систематизация результатов обработки информации и составление плана действий по повышению своей конкурентоспособности.
Наглядное представление результатов SWOT-анализа изображено в таблице 6
Таблица 6. Представление результатов SWOT-анализа
Внутренние |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Внутренние элементы, напрямую относящиеся к потенциальным покупателям. Должны быть максимально сужены. | ||
Внешние |
Возможности |
Угрозы |
Внешние элементы, относящиеся к различным сферам среды (законодательство, регулирование, общество, технология) |