Первый шаг SWOT-анализа - оценка собственных сил. Первый этап позволяет определить сильные стороны и недостатки компании. Определение сильных и слабых сторон включает в себя:
. Составление перечня параметров, по которому будет производится оценка;
2. По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой;
. Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа
Например, для оценки предприятия можно воспользоваться следующим списком параметров (таблица 7):
1. Организация
(здесь может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии предприятия, наличие взаимодействия между отделами предприятия и т.п.)
2. Производство
(могут оцениваться производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
3. Финансы
(могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)
4. Инновации
(здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)
5. Маркетинг
(здесь можно оценивать качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).
После этого из всего списка сильных и слабых сторон предприятия выбираются наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записываются в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
Второй шаг SWOT-анализа - оценка рынка. Методика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон.
Таблица 7. Определение сильных и слабых сторон предприятия
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Организация |
- Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия |
- Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия |
2. Производство |
- Высокое качество выпускаемых товаров Проверенный и надежный поставщик комплектующих |
- Высокая степень износа оборудования - до 80% по отдельным группам Себестоимость продукции на 10% выше, чем у основных конкурентов |
3. и т. д |
За основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно взять следующий список параметров:
1. Факторы спроса (
здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию предприятия и т.п.)
2. Факторы конкуренции (
следует учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)
3. Факторы сбыта
(необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.)
4. Экономические факторы (
учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)
5. Политические и правовые факторы (
оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)
6. Научно-технические факторы (
обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.)